Родился Николай Васильевич Гоголь в Полтавской губернии. Он провёл там своё детство и юные годы и впитал в себя любовь к родному краю и культуре. Данный факт, конечно, повлиял на интересы Николая Васильевича - он увлекался народным творчеством.
Не последней в формировании интересов, являлась обстановка в Нежинском лицее. Гоголь замечательно умел использовать простонародную речь и брал присущие народу особенности и типажи.
Переехав в Петербург, Николай Васильевич сохраняет свой интерес к фольклору и пишет свои произведения: «Вечера на хуторе близ Деканьки», «Вий», «Тарас Бульба».
Идея «Тараса Бульбы» появилась приблизительно в 1830-х. Над произведением Гоголь работал примерно 10 лет. В 1835 году выходит первая редакция «Тараса Бульбы», в сборнике «Миргород». В 1842 «Тарас Бульба» публикуется ещё раз, но в изменённом варианте. Гоголь переписывал произведение множество раз, всё время оставаясь недовольным своей работой, но окончательным вариантом, всё-таки, считается редакция 1842 года.
Мы привыкли называть произведение «Тарас Бульба» исторической повестью. И хотя Гоголь не описывал ни одного конкретного исторического события, ему удалось передать дух и историю казаков. Гоголь со старанием отнёсся к написанию данного произведения, используя множество источников. Вторая редакция создавалась в раз с «Мёртвыми душами». Гоголь работал и с «Описанием Украины» Боплана, «Историей о казаках запорожских» Мышецкого, с украинскими летописями Самовидца, Г.Грабянки, Величко. Но просто факты не могли передать всего колорита тех времён, поэтому Гоголь использует также бесценные материалы народных песнопений, а именно исторические думы и песни. Гоголь писал Погодину ( 15 августа 1839 ):
«Малороссийские песни со мною. Запасаюсь и тщусь сколько возможно надышаться стариной».
Он так же пишет:
«Песни малороссийские могут вполне назваться историческими, потому что они не отрываются ни на миг от жизни и всегда верны тогдашней минуте и тогдашнему состоянию чувств. Везде проникает их, везде в них дышит эта широкая воля козацкой жизни. Везде видна та сила, радость, могущество, с какою козак бросает тишину и беспечность жизни домовитой, чтобы вдаться во всю поэзию битв, опасностей и разгульного пиршества с товарищами. Ни чернобровая подруга, пылающая свежестью, с карими очами, с ослепительным блеском зубов, вся преданная любви, удерживающая за стремя коня его, ни престарелая мать, разливающаяся как ручей слезами, которой всем существованием завладело одно материнское чувство, — ничто не в силах удержать его. Упрямый, непреклонный, он спешит в степи, в вольницу товарищей. Его жену, мать, сестру, братьев — всё заменяет ватага гульливых рыцарей набегов. Узы этого братства для него выше всего, сильнее любви. Сверкает Черное море; вся чудесная, неизмеримая степь от Тамана до Дуная — дикий океан цветов колышется одним налетом ветра; в беспредельной глубине неба тонут лебеди и журавли; умирающий козак лежит среди этой свежести девственной природы и собирает все силы, чтоб не умереть, не взглянув еще раз на своих товарищей».
Николай Васильевич считал, что это ценнейший материал, который поможет проникнуться бытом и сущностью народа, познать его характерные черты. Гоголь даже заимствует целые эпизоды, записанные в думах. Мы можем видеть во многих источниках сведения об использовании данных дум Николаем Васильевичем, но мы с трудом найдём имя собирателя данного материала, издателя драгоценнейшего сборника, хранящего в себе данные песни, Платона Акимовича Лукашевича. Так была заимствована идея думы о Самойле Кишке, которая отразилась в эпизоде о Моисее Шиле, а также дума о Нечае, которая положила основу образу Тараса Бульбы.
Сопоставляя тексты «Тараса Бульбы» и сборника Платона Акимовича мы можем видеть их явное сходство. Например, в сборнике Лукашевича «Малороссийские и червонорусские думы и песни » читаем :
Дума о Ивасе Коновченко :
А теперь читаем у Гоголя «Тарас Бульба»:
Кроме рейстровых козаков, считавших обязанностью являться во время войны, можно было во всякое время, в случае большой потребности, набрать целые толпы охочекомонных: стоило только есаулам пройти по рынкам и площадям всех сел и местечек и прокричать во весь голос, ставши на телегу:
"Эй вы, пивники, броварники! полно вам пиво варить, да валяться по запечьям, да кормить своим жирным телом мух! Ступайте славы рыцарской и чести добиваться! Вы, плугари, гречкосеи, овцепасы, баболюбы! полно вам за плугом ходить, да пачкатъ в земле свои желтые чеботы, да подбираться к жинкам и губить силу рыцарскую! Пора доставать козацкой славы!"
Помимо сборника Платона Акимовича Гоголь использовал сборник Михаила Александровича Максимовича «Украинские народные песни, изданные Михаилом Максимовичем»
В «Вие» Николай Васильевич Гоголь так же использует фольклорные мотивы. О данном произведении мы знаем, что оно вышло так же в сборнике «Миргород» 1835 года, вместе с первой редакцией «Тараса Бульбы».
Вий – сын Чернобога в славянской мифологии, воплощение абсолютного хаоса, тьмы и разрушения. Был проклят Сварогом, потому имел дефект – огромные веки. В славянской мифологии также известен как отец Бабы Яги. Конечно, при написании данного произведения не обошлось без исследования народных преданий и дум. И здесь Николай Васильевич вновь берёт в руки работы Лукашевича, а именно сборник «О примечательных обычаях и увеселениях Малороссиян на праздник Рождества Христова и в Новый год».
В этом сборнике Платон Акимович писал:
«Кулачный бой есть самое древнее и любимое увеселение Малороссиян. <…>. При начатии боя, бойцы разделяются на две противные стороны… Бой обыкновенно начинают дети и когда какая сторона ослабевает то идут им на помощь возрастнее их, и с каждой стороны, постепенно, выходят возрастом более и более а мальчики уходят в сторону».
Читаем у Гоголя:
«Когда вся эта ученая толпа успевала приходить несколько ранее или когда знали, что профессора будут позже обыкновенного, тогда, со всеобщего согласия, замышляли бой, и в этом бою должны были участвовать все, даже и цензора, обязанные смотреть за порядком и нравственностию всего учащегося сословия. Два богослова обыкновенно решали, как происходить битве: каждый ли класс должен стоять за себя особенно или все должны разделиться на две половины: на бурсу и семинарию. Во всяком случае, грамматики начинали прежде всех, и как только вмешивались риторы, они уже бежали прочь и становились на возвышениях наблюдать битву. Потом вступала философия с черными длинными усами, а наконец и богословия, в ужасных шароварах и с претолстыми шеями. Обыкновенно оканчивалось тем, что богословия побивала всех, и философия, почесывая бока, была теснима в класс и помещалась отдыхать на скамьях».
Мы видим, что гоголевское описание боя, схоже с описанием Лукашевича.
Все вышеперечисленные работы помогли Гоголю в изучении исторических деталей. Использование материала народных песнопений, исторических дум и песен только лишь обогащает идейно-художественное содержание произведений писателя.
Спасибо за просмотр! Ставьте лайки. Жду вас на моём канале!