Томас Гоббс родился 5 апреля 1588 года в семье городского священника. Воспитанием Гоббса занимался состоятельный дядя. В 1603 году он поступил в Оксфордский университет, окончил в 1608 году. Оксфордский университет не только место учебы Исаака Ньютона, но Гоббса и многих других великих британцев. Сразу же после окончания университета Гоббс получил должность наставника старшего сына Уильяма Кавендиша, с которым поддерживал связь до конца жизни. Это знакомство помогло ему встретиться с Френсисом Бэконом и другими интересными людьми. В 1628 году Гоббс получает должность наставника сына сэра Джервейса Клифтона. Времена тогда в Британии были смутные. В 1640 году вместе с роялистами Гоббс переезжает из Англии во Францию, Париж, так как на родине фактически началась революция. Именно во Франции Гоббс начал создавать свою философскую систему.
by John Michael Wright, oil on canvas, circa 1669-1670
Позже Гоббс расходится с роялистами и возвращается в Англию, где в 1651 году публикует свою работу «Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского». Гоббс создал свою систему механистического материализма. На его работы повлияли идеи Декарта, Бэкона. В своей системе он отверг позицию Декарта о том, что существует особая мыслящая субстанция. Хотя в общем слово опроверг не совсем подходит, более того Декарт остается, для меня по крайне мере, одним из главных авторитетов, и я скорее соглашусь с Дэвидом Юмом, чем с Гоббсом. Он указал, что мыслящая вещь материальна. Для него геометрия и механика являлись идеальными методами научного мышления, поэтому знания из этих наук он часто использовал в своих работах. Так, Гоббс считал, что природа является совокупностью протяженных тел, которые различаются формой, положением и движением. Чувства же были свойством самих вещей.
Для познания Гоббс использовал два метода: логическую дедукцию и индукцию.
Сегодня Гоббс известен, как автор и один из основателей договорной теории происхождения государства. В своих работах Гоббс выделил три форма государства: демократию, аристократию и монархию. По его мнению, монархия является идеальной формой государства, так как она максимально соответствует идеи абсолютной и нераздельной власти. Демократию он не любил, так как при данной форме государства формируются политические партии, что приводит к гражданской войне. Аристократия стоит ближе к монархии, так как меньше напоминает народное правление.
Под государством Гоббс понимает договор между людьми, которые решили договориться и закончить состояние войны всех против всех. Он придерживался принципа равенства всех, так как люди созданы Богом, они равны в физическом и интеллектуальном отношении, у всех — равных возможности, которые ничем не ограничены. Посредством договора люди ограничили свои права в пользу государства, которое защищает своих граждан и обеспечивает мир и безопасность. Гоббс выделял два вида власти: физическая сила и добровольное соглашение. По его мнению, именно второй вид власти является политическим государством.
Интересно анализировать работы Томаса Гоббса через призму работ его сородича Джона Локка. Собственно не смотря на всю близость их воззрений и то, что оба они относятся, по мнению исследователей, к создателям «теории договорного права» я не могу припомнить столь разных мыслителей.
Гоббс выделял особое положение церкви, он считал необходимым сохранить данный институт в государстве. Религия была одним из методов для обуздания народа в государстве. Наиболее ярко его позиция изложена в «Левиафане». В трактате «Левиафан» Гоббс выделяет три этапа становления государства: естественное состояние, переход к государству, государственное состояние. На первом этапе происходит «война всех против всех». Существуют естественные законы, такие как стремление к миру, выполнение условий и т.д., но эти законы не ведут к миру и не дают никакой гарантии. Гоббс считает, что закон не может выполнять без принуждения, а в естественном состоянии отсутствует механизм принуждения. Он считает, что с данной функцией может справиться государство. По теории Гоббса моральный долг совпадал с гражданскими обязанностями, которые вытекали из общественного договора.
В своих работах Гоббс уделял особое внимание восстаниям в государстве. Он выделял три начала: учения против мира, склонности, которые склоняют к мятежу, способы, посредством которых происходят восстания. Для восстания необходимо четыре условия: число, орудия, доверие, вожди. Если у враждебных людей имеются все условия, то для восстания в государстве необходимы лишь люди, кто будет занимать подстрекательством.