Обсуждение 11 главы Бытия.
Если принять Библию как историческую книгу и совместить данные из нее с раскопками сегодняшних ученых:
Вавилон существовал на самом деле, он был основан не позднее третьего тысячелетия до нашей эры. В этом городе действительно строили башни, как и по всей Месопотамии. Их называли зиккураты. По предположению ученых, самый высокий зиккурат в Вавилоне был высотой 91 метр, строить его начале во втором тысячелетии до нашей эры. И примерно в это же время была построена пирамида Хеопса ( около 2600 г. до н.э.). Зиккурат очень похож на пирамиду, но только не на египетскую, а на мексиканскую, точнее, мексиканская похожа на зиккурат, но это другая тема.
Итак, зиккурат в Вавилоне и пирамида Хеопса практически ровесники, но отличаются внешним видом и до сих пор неизвестны цели построек зиккуратов. Пирамида в Египте гораздо выше, почему же она не была уничтожена?
И кто у кого посмотрел идею? Можно предположить два варианта: если пирамиды в Египте старше, то кто-то либо из путешественников сходил в Египет, вернулся и рассказал, или наоборот же--из Египта путешественник пришел в Вавилон и поделился инженерными знаниями. Второй вариант, если зиккураты старше пирамиды, то, возможно те, кто не достроил в Вавилоне пошли в Египет и там завершили начатое дело?
Что можно предположить исходя из этих фактов? То, что потоп не был всемирным, а это в свою очередь может говорить о том, что в Библии речь идет не о создании жизни на всей планете, а о создании лишь одного либо народа, либо расы, и об этом речь идет еще с самых первых глав, с тех, в которых говорится о сынах божьих, входящих к дочерям человеческим (об этом я писала здесь).
Но кем был Бог? И опять мне не дает покоя множественное число богов:
7. сойдем же и смешаем там язык их, так чтобы один не понимал речи другого.
"Сойдем"-откуда сойдем?
А может, это те Боги, которые построили пирамиды в Египте? А сыны человеческие хотели копировать эти башни в Вавилоне? Тогда Вавилонская башня по идее должна быть моложе пирамиды Хеопса...
****
Теперь к духовной интерпретации этой главы:
Означают ли строки в Библии строительство башни в прямом смысле:
3 И сказали друг другу: наделаем кирпичей и обожжем огнем. И стали у них кирпичи вместо камней, а земляная смола вместо извести.
4 И сказали они: построим себе город и башню, высотою до небес, и сделаем себе имя, прежде нежели рассеемся по лицу всей земли
Или здесь "башня" имеет переносный смысл?
Еще в детстве, когда мне читали детскую Библию (помнишь, синяя была с картинками?) я не могла понять почему Богу не понравилась башня. Ну не мог Бог, как я уже тогда Его воспринимала, рассердится на людей, так же как и не мог Он испугаться, что они до Него доберутся и не мог Он противиться их развитию в техническом плане, если так можно сказать... Не мог.
Будучи уже взрослой, подумала о том, что, может, дело было не в башне, а в тщеславии людей, в гордыне, желании человека увековечить свое имя не духовными поступками, а материальными ценностями... Возможно, под "башней" имелось в виду эго человеческое, а под "кирпичами"-пороки, которые усиливают это эго? Человек начал идти не в духовность, не в глубину, а к уму-во внешнее...
И получается, речи смешал не для того, чтоб они башню строить не смогли, а чтоб не понимали бахвальство друг друга и тем самым хоть на немного остановил развитие эго и рассеял их...
О том, что не в прямом смысле языки смешал может говорить и тот факт, что в предыдущей, 10 главе, уже есть упоминания о том, что языки были разные до Вавилона.
31 Это сыновья Симовы по племенам их, по языкам их, в землях их, по народам их.
Любопытно, что как только смешал их языки, так и башня, видимо, стала им неинтересна, но почему? Ведь для стройки сильно понимать друг друга не нужно-в Дубае, например, строили Бурдж Халифу приезжие из разных стран, и построили. Можно рассмотреть и с точки зрения психологии- человек может хвастать словами только перед тем, кто его понимает.
***
А еще очень интересны описания родословий, уверена, что не спроста они задокументированы так дотошно с указанием точного количества прожитых лет... Мне почему-то кажется, что это не о жизни одного человека, а о времени либо правления одной фамилии или какого-то периода. В этой же главе перечисляется время жизни потомков Сима, но при этом не сказано при ком из их была построена башня. И разве могла быть в то время жизнь человеческая длинною 300-400 лет, если в это же время фараоны египетские умирали будучи совсем молодыми?
Навигатор по моему каналу