Найти тему
Artfragment

Художники военного времени

Оглавление

Две самые кровопролитные войны XX века — Первая и Вторая мировая — пришлись на период глобальных художественных изменений. Появлялись новые направления, менялись стили, наступал авангард. Внимание публики завоевывали молодые художники, но некоторые из них с началом войны отложили в сторону кисти и взялись за оружие. Рассказываем — кто. 

— Одним из добровольцев Первой мировой войны стал фовист Андре Дерен.

К тому моменту он уже был известным художником. Но в качестве простого рядового ушел на фронт и участвовал в самых крупных и кровопролитных сражениях — у Вердена, на Сомме и на Марне. После одного из них немецкий журнал Die Aktion сообщил о смерти Дерена. Новость вызвала шок. Правда, пока близкие и друзья оплакивали живописца, он продолжал сражаться. Художник прошел всю войну без ранений.

Но после демобилизации в январе 1919-го четыре года не брал в руки кисть. А вновь взяв, отказался от авангардного направления и стал писать работы в духе неоклассицизма. А сам говорил, что мечтает о «милых лицах женщин и детей» и пейзажах, которые можно видеть «без дыма и пороха».

«Спина девушки», 1923.
«Спина девушки», 1923.

— Еще один художник, ушедший воевать на Первую мировую и «похороненный заживо», — Оскар Кокошка.

Австрийский экспрессионист сильно пострадал в одном из боев в июле 1915 года. Он получил пулю в голову и штыковое ранение. После чего в прессе появились некрологи. Но Кокошка не умер. После реабилитации он написал прошение о переводе в Имперскую королевскую военную пресс-службу в качестве художника.

Оскар Кокошка в драгунской форме перед отправкой на фронт, 1914.
Оскар Кокошка в драгунской форме перед отправкой на фронт, 1914.

Теперь в его обязанности входило делать наброски и рисунки о ходе сражений и жизни на фронте. Несмотря на то, что до этого Кокошка служил в элитном драгунском полку (чтобы купить экипировку, он даже продал свое знаменитое полотно «Невеста ветра»), быть фронтовым художником было намного безопаснее. Тем не менее в 1916 году экспрессионист был контужен. И вскоре признан врачами психически нестабильным и отозван с линии военных действий.

«Алиса в стране чудес», 1942.
«Алиса в стране чудес», 1942.

— За свою короткую жизнь — всего 28 лет — Эгон Шиле тоже успел побывать на войне.

Причем ушел на нее через четыре дня после собственной свадьбы. Шиле повезло больше, чем его коллегам по цеху. Он не участвовал в боях, а был приписан к караульному конвою, транспортировавшему российских военнопленных. Эта служба позволяла художнику рисовать.

«Портрет русского военнопленного Григория Кладжишули», 1916.
«Портрет русского военнопленного Григория Кладжишули», 1916.

А еще вести военный дневник. Чуть позже Шиле назначили клерком на Королевскую и Имперскую офицерскую базу, где содержались высокопоставленные военнопленные. До окончания Первой мировой войны художник не дожил. 31 октября 1918 года Шиле скончался от испанки.

«Ефрейтор-доброволец», 1916.
«Ефрейтор-доброволец», 1916.

— В своей автобиографии художник Макс Эрнст писал: «1 августа 1914 года М.Э. умер. Он воскрес 11 ноября 1918 года».

В годы Первой мировой войны Эрнст воевал на Восточном и Западном фронтах, был ранен и переведен к картографам. А с началом Второй мировой художник был арестован как подданный страны-противника и некоторое время находился в лагере для интернированных. Летом 1941 года Эрнсту удалось эмигрировать в США.

Ханс Беллмер, портрет Макса Эрнста, сделанный в лагере Ле Милль, 1939.
Ханс Беллмер, портрет Макса Эрнста, сделанный в лагере Ле Милль, 1939.

— Немецкий живописец Отто Дикс ушел на фронт добровольцем — движимый патриотическими чувствами.

А уже будучи пожилым человеком, писал: «Я должен был пережить, каково это, когда кто-нибудь рядом со мной внезапно падает, сраженный наповал пулей. Я должен был пережить это лично. Я хотел этого. Я должен был погрузиться во все ужасные, бездонные глубины лично».

«Раненый солдат», 1922.
«Раненый солдат», 1922.

В первые мирные годы война заняла одно из центральных мест в творчестве Дикса. Причем в своих работах он не выражал сочувствия и жалости, а, напротив, жестко констатировал факты, детально изображая оторванные конечности и изуродованные лица.  

«Траншеи».
«Траншеи».

— Русские художники тоже столкнулись с войной, правда, многим удалось избежать тяжелой участи службы на передовой.

Казимир Малевич был призван в армию летом 1916 года и приписан клерком к тыловому эшелону. А Кузьму Петрова-Водкина зачислили в лейб-гвардию Измайловского полка и «берегли» писать портреты офицеров элитных частей. Тяжелую контузию и воспаление почек на фронте получил Михаил Ларионов. Причем ради того, чтобы пойти сражаться, он в 1914 году вернулся из Парижа, где находился с дягилевскими балетами. Правда, после выздоровления художник был освобожден от дальнейшей службы.

Кузьма Петров-Водкин, «На линии огня», 1916.
Кузьма Петров-Водкин, «На линии огня», 1916.

Подписывайтесь на наш канал, чтобы узнавать еще больше интересного!

Хотите научиться понимать современное искусство? Покупайте нашу книгу, которая написана простым языком со множеством интересных примеров — «Как понимать современное искусство и как перестать его бояться» — в магазине «Москва» или Лабиринте.