Пятидесятые годы - время прихода в пассажирскую авиацию новых машин с газотурбинными двигателями. Турбовинтовые и реактивные самолёты вышли на линии почти одновременно, и пионерами в новой технике были, что вполне объяснимо, британцы.
Огромные и разбросанные по всему миру территории Британской Империи - от Канады до Кении, от Индии до Австралии должны были иметь надёжное пассажирское авиасообщение с метрополией. Неудивительно, что развитию магистральной авиации в Великобритании уделялось большое значение. До 1940-г годов эту роль выполняли большие поршневые гидропланы, а с появлением новых газотурбинных двигателей немедленно появились и новые машины. Специально созданный межведомственный авиационный комитет под руководством лорда Брабазона занялся выработкой технических требований к новым самолётам, которые будут летать на имперских линиях в ближайшие десятилетия.
В 1953 году вышел на линии первый в мире турбовинтовой пассажирский Vickers Visount - вот он:
Машина имела колоссальный успех. Стало очевидно, что у турбовинтового двигателя - большое будущее.
Итак, уже упоминавшийся комитет Брабазона разработал несколько спецификаций для новых самолётов. Контракт на создание машины "тип 3, дальнемагистральный лайнер", выиграла компания "Бристоль" - мощное авиапредприятие с почти полувековой историей: уже в 1947 году начались масштабные проектные работы.
Изначально спецификации предполагали создание 48- местной машины с поршневыми двигателями для линии Каир- Карачи. Конфигурация самолёта и его параметры постоянно пересамтривались в сторону увеличения скорости, дальности и вместимости. Когда стало ясно, что новые турбовинтовые моторы "Bristol Proteus" оказались удачными, стало ясно: вполне можно сделать самолёт большой дальности, даже трансатлантический. Облик машины определился. В августе 1952 года новый борт дальних имперских линий, получивший гордое имя Britannia, впервые поднялся в воздух.
Однако практически сразу дали себя знать проблемы технического характера: обледенение воздухозаборников двигателей и проблемы с редуктором. Поскольку флагман британских авиаперевозок- компания BOAC- планировала закупку крупной партии машин для линии Лондон-Токио через Северный полюс, потребовались долгие и тщательные доводки, занявшие...почти пять лет. Только в 1957 первые самолёты вышли на линии из Лондона в Иоханнесбург, затем в Сидней и Токио. Машина выпускалась с 1952 года по 1960.
"Британия" перевозила до 140 пассажиров (в компоновке туристического класса) на дальность до 7129 км при крейсерской скорости 575 км/ч.
Вот как выглядел салон:
"Британия" оказалась удачным самолётом и эксплуатировалась десятками авиакомпаний во многих странах, от Европы до Азии и Африки. Пара машин летала на Кубе и Чехословакии. Самолёт производился до 1960 года.
Общее число выпущенных самолетов было не очень большим- всего 85 бортов, вероятно, в силу того, что самолёт несколько опоздал с выходом на линии, когда флагманом уже стала новинка - реактивная "Комета".
Тем временем в социалистическом лагере на линии вышел Ил-18, тоже классический турбовинтовой 1950-х. Если сравнить его и "Британию", то характеристики по габаритам, высоте полета и скорости окажутся идентичными, а дальность, взлетный вес и пассажировместимость у английского лайнера несколько больше. С другой стороны, Ил-18 выпущено более 600, и он летает до сих пор...
На моём канале также можно прочесть и о других интересных летательных аппаратах:
Первый турбовинтовой
Первый двухпалубный
Швейцарский ответ Ан-2: делай все, летай везде
Вертолет в рюкзаке
Реактивный кукурузник
Синхроптер: танец с саблями
Спасибо за просмотр! Буду особо благодарен, если Вы оцените мою работу- поставите лайк или подпишетесь.
Также Вы можете прочесть о некоторых моих полётах - например, на Севере- на маленьком Л-410 из Читы в Чару.
Или на почти 50-летнем Ан-24 в Сибири
Или в Африке, в Танзании, - на Cessna в Занзибар
Или о гидросамолётах на Шри-Ланке
Или о полёте над водопадом Виктория в Зимбабве.
Еще раз спасибо за просмотр!