Найти тему
КиноЯД

Забытая роль Олега Борисова. Нетипичный фронтовик

Фильм Владимира Венгерова "Рабочий посёлок" большинству современных зрителей неизвестен, и это жаль: в нём есть скромная человечность оттепельного кино (фильм был снят в шестьдесят пятом). А Олег Борисов сыграл в "Рабочем посёлке" одного из своих самых ярких персонажей. Этот фильм стоит рекомендовать молодым актёрам - чтобы посмотрели, как можно играть острую характерность без кривляний и надрыва. Да и молодая Гурченко интересна.

-2

Обычно мужественные кинослепцы не делают из своей слепоты трагедию. Герой Борисова, потерявший зрение на фронте - делает; даже трагикомедию. И даже не без удовольствия. Изводит семейство алкоголизмом, пропивает с друзьями продовольственные карточки и ботиночки сына, шляется по посёлку и славно поёт под гитару. У жены сдают нервы, она берёт ребёнка и уезжает куда подальше. Но мальчик сбегает от матери и возвращается; отец одобряет: "Выше отца нет ничего!" - а жену, решившую не возвращаться, называет мерзавкой, дрянью и гадиной. Общественность её тоже осуждает.

-3

Герой-фронтовик в сопровождении бедного мальчика начинает побираться по электричкам; поёт, конечно, "Землянку", и ему хорошо подают. В домашней обстановке он предпочитает другой репертуар - полублатные песенки, городские романсы. "Не видал я прекраснее дамочки, вы поверьте безумным речам. Эти губки, и щёчки, и ямочки не дают мне спать по ночам..." Или вот: "С вами, мальчишки, с вами пропадёшь - с вами, негодяями, на каторгу пойдёшь". Музыкальная составляющая, прямо скажем, подкупает. Однажды издалека донеслась чудная частушка: "Вот и кончилась война, а меня не радует. Идёт милый по дороге, всю дорогу падает".

-4

Подобный персонаж стал возможен только в шестидесятые; от этого солдата-освободителя явно пахло перегаром, немытым телом, старыми тряпками, моральным разложением и непоправимым несчастьем. Атаки взволнованной общественности и претензии товарищеских судов разбивались о его наглые чёрные стёкла. "Глаза б мои на тебя не смотрели..." - "А мои на тебя давно не смотрят! И что дальше?" Иногда он как будто глумился: "Я имею право на уважение, даже если не буду работать в социалистической промышленности".

-5

"Я вашего суда не признаю. Я за вас жертву принёс, а не вы за меня", - на это, положа руку на сердце, особо не повозражаешь.

Само собой, под влиянием доброго друга он меняется, всё осознаёт - кино-то советское. Великий слепой, так сказать, прозрел. И жена к нему возвращается (очень трогательный эпизод), и мальчик вырастает хорошим парнем. Возрождение происходит во второй серии, сделанной по старой советской традиции не так крепко, как первая. К тому же в фильме много персонажей, чьи проблемы не слишком интересны, а иногда - слишком расплывчаты (женское счастье Дорониной и так далее). Но есть кое-что любопытное: в "Рабочем посёлке" отражены сразу два хрущевских тренда, антисталинский и антирелигиозный, причём они уникальным образом сплетаются.

Почему-то этот фильм исключительно редко крутят по ТВ. Даже не знаю, что с ним не так. Должно быть, несвоевременный.

-6

Также см.: Психиатрический нуар. Мэрилин Монро в роли сумасшедшей няни.