Найти тему

Как подготовиться к приему у врача?

Оглавление

Часто пациенты уходят с приема разочарованные: врач ничего толком не сказал, назначил кучу анализов или посоветовал больше гулять, когда вы рассчитывали на полноценный курс лечения. Причина может быть не в плохой работе доктора, а в наших собственных ошибках.

Разбираемся как подготовиться к визиту в клинику, чтобы избежать подобных ситуаций.

Этап 1: подготовка.

Первый шаг — выбор специалиста и лечебного учреждения.

Перед визитом к доктору нужно обязательно позвонить в регистратуру и уточнить существуют ли какие-то требования для визита к конкретному специалисту — что с собой взять и как подготовиться. Например, можно ли есть и пить перед осмотром или сдачей анализов, нужно ли принести в больницу какие-либо документы.

Заранее продумайте последовательность вашего рассказа врачу. Вспомните все детали вашего заболевания — когда вы впервые почувствовали симптомы, как они развивались, как часто беспокоят в настоящий момент.  

Многие люди стараются заранее найти всю информацию о своих симптомах и возможном диагнозе в интернете. Эти сведения могут оказаться очень полезными, так как позволят более точно сформулировать и описать собственные жалобы и подготовить правильные вопросы.

Лайфхак 1: перед приемом записывайте вопросы в блокнот, чтобы не забыть их и задать во время посещения доктора.

Этап 2: беседа и осмотр.

Вы в кабинете у врача. Подробно, но без излишней эмоциональности изложите суть вашей проблемы. Обязательно упомяните следующие факты:

  • обращались ли вы раньше за медицинской помощью по аналогичному поводу?

Если да, то:

  • какие обследования проходили (даже если они были сделаны давно, результаты нужно взять с собой)?
  • какое лечение вам назначалось?
  • выполняли ли вы все рекомендации предыдущего специалиста и помогло ли лечение?

Будьте готовы к неожиданным вопросам, врач может попросить вас рассказать:

  • о болезнях, перенесенных в детстве, а также о прививках;
  • о состоянии здоровья ваших родителей или ближайших родственников;
  • в какое время дня вас беспокоят симптомы заболевания (например, появляются ли отеки на ногах к вечеру или это не зависит от времени суток);
  • существует ли какой-либо провоцирующий фактор, влияющий на развитие симптомов (например, когда у вас случается приступ астмы при вдыхании холодного воздуха);
  • связано ли появление того или иного симптома с приемом пищи, физической нагрузкой, стрессом и т.д.;
  • какое расстояние вы можете пройти без одышки;
  • если у вас есть болевые ощущения — каков их характер (ноющие, жгучие, колющие, давящие и т.д.);
  • случались ли у вас травмы или хирургические вмешательства,  
  • есть ли у вас непереносимость каких-либо продуктов;
  • присутствуют ли на вашей работе профессиональные вредности (например, ночная работа или работа с химическими веществами);
  • если вы уже лечились прежде от данного заболевания — почему решили сменить врача;
  • какого числа началась последняя менструация (для женщин).

Не стесняйтесь упоминать о каких-то неловких, по вашему мнению, подробностях заболевания, они могут сыграть решающее значение в постановке диагноза. Это особенно актуально при наличии расстройств в сексуальной сфере, отправлении физиологических нужд и особенностях вашего поведения (например, появление агрессивности, частые смены настроения и т.д.).    

Этап 3: диагноз и назначения.

Когда врач поставит предварительный или окончательный диагноз, и будет описывать вам предполагаемый план обследований или лечения, запомните все вопросы, которые будут возникать у вас по ходу разъяснений, и задайте их в конце, чтобы не сбивать доктора с мысли. Возможно, к этому моменту вы уже успеете получить часть ответов.

Узнайте у специалиста о наличии альтернативных методов (например, о возможности избежать хирургической операции или о других подходах к медицине, принятых в зарубежных клиниках). Даже если они вам не подойдут, вы сможете понять причины выбора врачом конкретной схемы терапии, а также будете информированы о возможности изменить, в случае чего, тактику лечения. 

Довольно часто назначаемые врачом лекарства стоят недешево. Нет ничего зазорного в том, чтобы поинтересоваться у доктора о возможности покупки более дешевых аналогов назначенных препаратов, а также уточнить, какой из препаратов имеет первостепенное значение, а какие являются вспомогательными. В отличие от консультантов в аптеке, хороший врач сможет максимально грамотно объяснить вам достоинства и недостатки тех или иных лекарств, чтобы вы обдумали ситуацию и приняли взвешенное решение в соответствии со своими финансовыми возможностями.

Постарайтесь отреагировать спокойно на возможное предложение врача о госпитализации. Она может потребоваться даже в случаях, когда вы чувствуете себя удовлетворительно (например, при беременности доктор может настаивать на экстренной госпитализации исходя из полученных результатов анализов крови). Узнайте, насколько срочно нужно отправляться в больницу и можно ли перед этим вернуться домой. 

Этап 4: перед уходом.

Если доктор частной клиники предлагает вам сразу после окончания консультации сдать анализы, пройти дополнительные обследования или рекомендует приобрести лекарственные препараты в определенной аптеке, узнайте, можно ли отложить решение этого вопроса, к примеру, до завтрашнего дня. Так у вас будет возможность изучить предложения других лабораторий, клиник или аптек.  

Если же никаких сомнений в справедливости назначения не возникает — будьте готовы к тому, что придется потратить еще какое-то время и, возможно, деньги, сдавая анализы или проходя процедуры. На всякий случай берите с собой в больницу большую сумму, чем указано в прейскуранте.

Узнайте, существуют ли какие-либо ограничения, связанные с вашим заболеванием или назначенным лечением — к примеру, допустима ли физическая нагрузка или сексуальные контакты, можете ли вы употреблять алкоголь или пить лекарства, не связанные с данным заболеванием (например, снотворные или противозачаточные таблетки). 

Не забудьте спросить у врача, как скоро после начала лечения вы должны почувствовать улучшение самочувствия, когда следует записаться на следующий прием и могут ли возникнуть какие-то осложнения, когда нужно незамедлительно обратиться за медицинской помощью.

Лайфхак 2: некоторые врачи предоставляют своим пациентам возможность позвонить им по личному телефону, если по ходу лечения будут возникать вопросы. Обязательно поинтересуйтесь у своего доктора, возможно ли сделать это в вашем случае, и если он разрешит, узнайте, в какое время дня лучше звонить. 

Еще одним немаловажный аспект взаимоотношений врача и пациента в нашей стране — вопрос взяток. В случае, если медицинский работник настойчиво намекает на необходимость дополнительной оплаты своих услуг, а вы не согласны с его требованиями, у вас всегда есть возможность отправиться к другому специалисту, а то и пожаловаться на подобные действия руководству лечебного учреждения.

Итак, краткий чек-лист:

1. Ищем и читаем информацию согласно своим симптомам.

2. Составляем список вопросов доктору. Вспоминаем детали и продумываем, что будем говорить на приеме сами.

3. Во время консультации спокойно рассказываем о самочувствии и жалобах, отвечаем на вопросы специалиста. Слушаем предварительный диагноз.

4. Задаем вопросы по поводу диагноза, осложнений, ограничений, лечения, анализов, препаратов. Не стесняемся спрашивать об альтернативных способах лечения, требуемых исследованиях.

Бонусные советы:

  • Личная гигиена. Вне зависимости от характера заболевания, обязательно примите душ перед осмотром (если это не противопоказано), наденьте чистое белье и носки.
  • Дорога. Чтобы в самый ответственный момент не заблудиться и не опоздать изучите карту района, где расположено лечебное учреждение. Если вы — автовладелец, просмотрите пути подъезда к нему, если пользуетесь общественным транспортом – сориентируйтесь в расположении остановок.
  • Еда. Если перед визитом к врачу вам нельзя завтракать — обязательно захватите с собой сок, шоколадку или упаковку орехов, чтобы перекусить сразу после консультации.  
  • "Спасибо!" Не забудьте перед уходом поблагодарить специалиста и медицинскую сестру, помогавшую при консультации. Даже несколько искренних добрых слов, сказанных на прощание, улучшат настроение как медикам, так и вам :)
Понравился наш материал или появились вопросы?
Не стесняйтесь ставить лайки/дислайки и задавать нам вопросы в комментарии, будем рады помочь!