В этой статье я хочу рассказать о том, что происходит на борту вертолёта в случае пожара.
Пожар - это ужасное бедствие даже на земле, а в воздухе, когда огонь с тобой в замкнутом пространстве это же просто кошмар.
Давай сначала разберёмся, что может гореть на борту.
Вертолёту для работы его винтов и двигателей нужен большой объём масла и ещё больший запас топлива. Помимо двигателей ,керосин нужен обогревателю, который согревает экипаж и пассажиров и иногда тоже загорается. В редких случаях может загораться проводка электросетей вертолёта.
За , пока небольшое, время моей лётной деятельности, на борту вертолёта загорался только обогреватель. Топливные трубопроводы, после летнего застоя засорились, и в кабину, через систему вентиляции, начал поступать дым. Спокойствие сохранять было трудно, но обогреватель мы сразу выключили, чтобы убрать источник горения в виде топлива. Бортовой техник взял в руки огнетушитель и выбежал из кабины, так как действо происходило на земле. к счастью, огня не было, но копать к кабине изрядно попортила нам нервы.
Такие ситуации в полёте может произойти совершенно неожиданно, и решать эту проблему немедленно, а как именно это происходит я написал ниже.
В местах скопления горючих материалов конструкторы поставили специальную противопожарную систему (ППС).
ППС – это специальные датчики, которые определяют пожар по росту температуры, специальные трубки подвода пожарной жидкости из огнетушителей.
Эта система разбита на 4 отсека: 2 двигателя, вертолётный редуктор и обогреватель. Каждый отсек отделён титановой перегородкой.
А что с проводкой спросите вы?
Тут всё сложнее, экипажу приходится надеяться на свой нюх, в прямом смысле слова. Определить пожар проводов можно только по запаху, а для тушения использовать маленький углекислотный огнетушитель.
Я считаю, что данные системы работают очень хорошо, с учётом того, что придуманы они 50 лет назад. Конструкторские решения порой бывают неожиданными, но очень эффективными. Например, противопожарная система от датчиков срабатывает только при наличии двух условий: нарастание температуры с темпом 2 градуса в секунду и температура в защищаемом отсеке не менее 150 градусов по цельсию. Зная, что наши конструкторы, имея ограниченные технологии, придумывали такие системы, я искренне верю в надёжность отечественной авиационной техники, но это не значит, что её не нужно проверять.
В итоге: в пожароопасных местах установлена ППС, а проводка рушиться только вручную.