Найти тему
Лётчик-вертолётчик

Как происходит тушение пожара в вертолёте. Отвечает пилот

Источник Яндекс картинки
Источник Яндекс картинки

В этой статье я хочу рассказать о том, что происходит на борту вертолёта в случае пожара.

Пожар - это ужасное бедствие даже на земле, а в воздухе, когда огонь с тобой в замкнутом пространстве это же просто кошмар.

Давай сначала разберёмся, что может гореть на борту.

Вертолёту для работы его винтов и двигателей нужен большой объём масла и ещё больший запас топлива. Помимо двигателей ,керосин нужен обогревателю, который согревает экипаж и пассажиров и иногда тоже загорается. В редких случаях может загораться проводка электросетей вертолёта.

За , пока небольшое, время моей лётной деятельности, на борту вертолёта загорался только обогреватель. Топливные трубопроводы, после летнего застоя засорились, и в кабину, через систему вентиляции, начал поступать дым. Спокойствие сохранять было трудно, но обогреватель мы сразу выключили, чтобы убрать источник горения в виде топлива. Бортовой техник взял в руки огнетушитель и выбежал из кабины, так как действо происходило на земле. к счастью, огня не было, но копать к кабине изрядно попортила нам нервы.

Такие ситуации в полёте может произойти совершенно неожиданно, и решать эту проблему немедленно, а как именно это происходит я написал ниже.

Обогреватель на этом вертолёте находится в центре фото чуть выше бокового остекление. Источник Яндекс картинки
Обогреватель на этом вертолёте находится в центре фото чуть выше бокового остекление. Источник Яндекс картинки

В местах скопления горючих материалов конструкторы поставили специальную противопожарную систему (ППС).

ППС – это специальные датчики, которые определяют пожар по росту температуры, специальные трубки подвода пожарной жидкости из огнетушителей. 

Эта система разбита на 4 отсека: 2 двигателя, вертолётный редуктор и обогреватель. Каждый отсек отделён титановой перегородкой.

Так выглядят защищеные ППС отсеки без обшивки, а трубки видно сразу - красные. Источник Яндекс картинки
Так выглядят защищеные ППС отсеки без обшивки, а трубки видно сразу - красные. Источник Яндекс картинки

А что с проводкой спросите вы?

Тут всё сложнее, экипажу приходится надеяться на свой нюх, в прямом смысле слова. Определить пожар проводов можно только по запаху, а для тушения использовать маленький углекислотный огнетушитель.

Я считаю, что данные системы работают очень хорошо, с учётом того, что придуманы они 50 лет назад. Конструкторские решения порой бывают неожиданными, но очень эффективными. Например, противопожарная система от датчиков срабатывает только при наличии двух условий: нарастание температуры с темпом 2 градуса в секунду и температура в защищаемом отсеке не менее 150 градусов по цельсию. Зная, что наши конструкторы, имея ограниченные технологии, придумывали такие системы, я искренне верю в надёжность отечественной авиационной техники, но это не значит, что её не нужно проверять.

В итоге: в пожароопасных местах установлена ППС, а проводка рушиться только вручную.