Найти тему
Артур Рыкалин

Кооперативная Кения и кооперативный завет Стэндфорда

Продолжаем серию заметок по книге Натана Шнайдера "Всё для всех" о кооперации в мире. На сей раз текст пойдёт о Кении - стране, в которой кооперативные формы хозяйствования достаточно сильно распространены.

По прилёту в страну автор книги сел в такси и спросил у водителя про Кооперативный банк Кении, на что тот ему рассказал про его собственный кооперативный банк, который является кредитным союзом водителей. SACCO, или ссудно-сберегательный кооператив, по сути является системой социальной защиты для независимых водителей, позволяющей им покрывать медицинские расходы в случае болезни и расходы на похороны после смерти. За счёт займов в кооперативе водитель приобрёл сначала одну машину, а потом и расширил свой парк такси. Какое-то время водитель был президентом кооператива и не понаслышке понимал суть конфликтов между его членами и руководством.

Кооперация пришла в Кению как средство эксплуатации из метрополии. После обкатки кооперативной модели для выживания бедных рабочих англичане стали её использовать также и для колоний. Даже ко времени принятия указа о кооперативных обществах в 1931 г. вступать в кооперативы разрешалось только "белым" для организации экспорта ресурсов и рабов. В то же время британские колонисты форсировали создания сельскохозяйственных кооперативов в Индии, а на подшефных палестинских территориях помогали евреям налаживать коллективные деревни на арабских землях.

Ситуация с кооперативной дискриминацией немного начала меняться в 1940-х годах, когда "белые" колонисты поняли, что им нужен местный средний класс, так называемые "туземские элиты", чтобы сдерживать местные восстания. После обретения формальной независимости в 1963 г. кооперация стала изменяться со средства эксплуатации в средство освобождения: кооперативы стали основой спонсируемого властями "африканского социализма", который ассоциировался с возвращением доколониального общинного уклада.

Сегодня почти половина кенийского ВВП проходит через кооперативы. По оценкам Международной организации труда, порядка 63% населения получают средства к существованию благодаря кооперативам. Историческое преобладание фермерских кооперативов сегодня расширяется и теснится финансовым сектором. Это и маленькие кассы взаимопомощи по типу SACCO, и Кооперативный банк, являющийся четвёртым по размеру финансовым учреждением страны. В Кении даже выстроилась система кооперации со своими отраслевыми и региональными союзами и крупным Кооперативным альянсом Кении.

В Кении также есть Кооперативный университет. С виду это обычная бизнес-школа с занятиями по маркетингу, бухгалтерскому учёту и финансам, в которой люди одеты чуть лучше среднего.

Кооперативный университет Кении
Кооперативный университет Кении

Esther Gicheru возглавляет Институт кооперативного развития - исследовательское подразделение Кооперативного университета. Ранее она была школьным директором и выросла на кофейной ферме в семье членов кооператива. Она считает, что нужно учить не только знаниям и навыкам предпринимательства, но и росте человеческого потенциала на всех уровнях. Вместе с коллегами Esther хотят помогать расти местному бизнесу и способствовать появлению менее распространённых рабочих и жилищных кооперативов.

Только после принятия закона в 1997 г. кооперативы встали на путь независимости от государственной поддержки и контроля. Это было частью общего трансформационного процесса, в том числе под "менторством" Мирового банка, от африканского социализма к глобальным рынкам. Некоторые кооперативы "упали" под гнётом своих размеров или неэффективных моделей, а некоторые стали более эффективными и выстояли в конкурентной борьбе. Если раньше кооперативы воспринимались как продолжение государства, то теперь кооперативы стали самостоятельнее и серьёзно относятся к обучению своих членов.

В министерстве индустриализации и развития предприятий Кении есть отдельный департамент по кооперации (ранее было отдельное "кооперативное" министерство). Его основные задачи на современном этапе - подготовка кооперативов к глобальной экономике и повышение бизнес-ориентированности. Власти стремятся сподвигнуть кооперативы и их членов инвестировать в инструменты повышения добавленной стоимости. Старая колониальная логика заключалась в выкачке дешёвого сырья, его вывозе и более дорогой переработки уже в метрополии.

До сих пор примерно половина кенийцев живёт в бедности, уровень социальной дифференциации остаётся существенным. Большая финансовая поддержка кооперативов приходит из-за рубежа, обычно из тех же источников, которые сподвигают к выходу на глобальные рынки. Кенийские власти, правда, пытаются также создать горизонтальные связи между кооперативами, чтобы они могли самостоятельно выстраивать сотрудничество и создавать ресурсы.

В США, где также много кооперативов в разных отраслях, нет кооперативного университета, а в столице Кении, Найроби, есть. Обучения и просвещение - важнейшие принципы мировой кооперации. В России сегодня нет системной работы по кооперативному образованию с ориентацией на практику, в том числе поэтому мы почти и не видим сильных кооперативов.

Несмотря на широкую представленность кооперативов в реальном секторе, кооперативные принципы и примеры пропали из экономических учебников после так называемой "Второй мировой войны" (хотя до неё мировых войн было больше, чем одна). Согласно исследованию 2000 г. только в 6 из 17 учебниках по базовой экономике Северной Америки есть хоть какое-то упоминание о кооперативах и зачастую оно беглое и пренебрежительное. У 20 ведущих американских программ MBA нет ни одного курса по кооперативным бизнесам. Некоторые профессоры по экономике и менеджменту, которых опрашивал автор книги по кооперативам, даже не понимали, о чём речь.

Такие вести, возможно, не очень бы понравились Леланду Стэнфорду, основателю Стэнфордского университета, который в 1885 г., закладывая фонд-эндаумент университете, дал инструкции продвигать "право и преимущества ассоциаций и кооперации". Как американский сенатор он лоббировал законодательство, благоприятное для трудовых кооперативов и народных предприятий, владеемых сотрудниками, а не инвесторами. Выступая перед первым набором студентов, он сказал: "Кооперативные общества приносят лучшие способности и влияние индивида для общего блага и, одновременно, благоприятное влияние многих помогает индивиду". Эту напутствие основателя сегодня напрочь игнорируется в образовательных программах.

Исключениям кооперативного пробела в образовании является менее гламурная сельскохозяйственная экономика. Кооперативы являются важной частью-инфраструктурой американского фермерства, поэтому министерство сельского хозяйства США уже давно финансирует университетские исследования по кооперации. Одна из наиболее плодотворных инициатив - Центр Мэдисона для кооперативов Университета Висконсин, созданный при федеральной поддержке в 1962 г.

И даже в этом проекте возникают трудности с поиском профессиональных кадров по кооперации - долго не могли, например, найти директора для факультета. Нашли в итоге Брента Хьюита, который самостоятельно изучал кооперативы по собственной воле и инициативе, а не на специальной образовательной программе. В кооперативах его привлекла эффективность для фермеров совместно закупать факторы производства и реализовывать свою продукцию с существенной экономией на масштабе.

Кооперативы создают много благ, но они концентрируются в руках один людей, а распределяются по многим. В итоге возникают некие трудности с финансированием кооперативных исследовательских центров - они не имеют таких покровителей и спонсоров, как школы бизнеса. Кооперативная программа MBA Университета Святой Марии в Канаде пробует выстраивать доверительные отношения с кооперативами, которые отправляют туда учиться своих сотрудников.

Большая часть современных образовательных программ по кооперативному бизнесу организуется на базе не аккредитационных образовательных учреждений, а организаций, владеемых местными сообществами. Занятия основаны на опыте, практической деятельности, групповой работе и проверке действием и результатом. Но системное развитие кооперативного сектора с серьёзным масштабом всё же требует системных программ. Мелисса Гувер, исполнительный директор Института Демократии на работе и ведущий популяризатор трудовых кооперативов, ратует за то, чтобы кооператоры шли в обычные бизнес-школы, понимали, как работает капитализм и основной бизнес, умели выживать в его окружении и там формировали кооперативную повестку.

Сама система образования имеет кооперативные корни. Многие ранние европейские университет вышли из самоуправляемых гильдий учёных. Многие и сегодня призывают, чтобы школы принадлежали и управлялись не только директоратом и преподавателями, но и другими заинтересованными сторонами, например, учащимися, опекунами, родителями. Например, в Великобритании на доуниверситетском уровне учителя и родители использовали приватизационные реформы, чтобы создать кооперативные школы, которыми они владеют и управляют совместно.

В отчёте для Конгресса в 1887 г. Леланд Стэнфорд сказал: "При должном осмыслении принципов кооперации и применение их на практике приведёт в будущем, я полагаю, к тому, что большая часть отраслей будет в виде кооперативных ассоциаций".

-2

Кения
2996 интересуются