Найти в Дзене
Закониус

Идентификация в мессенджерах стала обязательной

Оглавление

Мессенджерам придется проверять у операторов связи подлинность номеров телефонов пользователей.

Мессенджеры, сервисы для обмена мгновенными сообщениями, уже давно являются совершенно обычным делом. Практически каждый имеющий интернет россиянин имеет хотя бы один аккаунт в мессенджерах.

Еще до недавнего времени для того, чтобы создать «учетку» и начать общаться, не требовалось предоставлять никаких персональных данных. Но вот настало 5 мая 2019 года, и в силу вступил нормативный документ, которым утверждены правила идентификации пользователей Интернета администраторами мессенджеров. Оно обязало всех владельцев сервисов мгновенного обмена сообщениями проводить идентификацию клиентов сервиса по телефонному номеру.

Для чего это нужно и как будет проводиться? Рассмотрим.

Анонимность под запретом

О деанонимизации пользователей соцсетей и мессенджеров власти пекутся давно. Вступивший в силу также недавно закон об ответственности за оскорбление властей в Интернете без возможности привлечь к ответственности реального человека, а не ник в Интернете, по сути, не имеет смысла.

Не так давно пользователей соцсетей в обязательном порядке заставили проходить регистрацию с введением номера телефона, на который соцсеть отправляла сообщение с кодом подтверждения. Один номер – один аккаунт, и, казалось бы, проблема решена, вот только в Интернете имеется множество сервисов, предоставляющих так называемые одноразовые номера специально для регистрации. Фактически такой пользователь использует чей-то чужой номер, и в случае чего привлечь его к ответственности невозможно.

В Постановлении эту несправедливость предлагается устранить путем введения схемы взаимодействия между операторами сотовой связи и владельцами мессенджеров. Теперь мессенджеры будут обязаны проверять информацию о номере телефона зарегистрировавшегося пользователя у оператора. Срок ответа на такой запрос должен будет составлять не более 20 минут.

Если в течение 20 минут от оператора не пришло подтверждения или номера телефона в его базе нет, то в идентификации будет отказано.

Если же оператор обнаружил в своей базе номер телефона, по которому производится идентификация, то он будет обязан присвоить клиенту специальный номер и указать, какие еще мессенджеры он использует.

Кроме того, если клиент решит расторгнуть договор на оказание абонентский услуг, то есть отказаться от дальнейшего пользования данным номером, то оператор снова должен будет уведомить об этом владельца (администратора) мессенджера. В этом случае мессенджер обязан провести переидентификацию пользователя. Регламентом определены все те же двадцать минут.

Не прошедшие идентификацию пользователи сервиса не получат возможности отсылать или принимать сообщения, то есть по сути, использование мессенджера для них окажется невозможным.

Борьба с мошенниками

Как отмечают эксперты, предоставление данных такого рода о пользователях не является нарушением закона о персональных данных. Операторы будут предоставлять мессенджерам только самые необходимые сведения.

Прежде всего, отмечают авторы постановления, идентификация пользователей направлена на повышение уровня безопасности общения в Интернете и снижение количества мошеннических аккаунтов, создаваемых для рассылки спама, сомнительных рекламных предложений и иного запрещенного контента.

Операторы связи в целом подтвердили, что готовы предоставлять такую информацию, однако, заметили о том, что сами владельцы мессенджеров заинтересованности в сотрудничестве не проявляют.

© Закониус, 2019 г.