Как художественная литература влияет на нашу психику? Этот вопрос стоит перед учеными еще с конца 19 века, когда литература постепенно стала выходить за классицистические рамки. Ее влияние бесспорно, хотя некоторые моменты совершенно непрозрачны.
Рассмотрим сначала очевидные вещи, которые транслируются нам в школе.
- Литература прививает моральные и нравственные установки. Мы можем принимать или не принимать позицию автора или героя в художественном произведении, и своим принятием и отторжением создаем свою точку зрения. Например, рассматривая поступок Сонечки Мармеладовой в произведении «Преступление и наказание», мы можем осуждать ее или жалеть, таким образом формируя свой взгляд на мир.
- Литература прививает социальные нормы. Сказки и детские книги показывают, какое место тот или иной человек занимает в жизни. Почему стоит слушать родителей, уважать стариков; чем старше ребенок, тем шире становятся его социальные познания, и тем глубже литература освещает их.
Теперь посмотрим на более глубокое, бессознательное влияние художественной литературы.
- Архетипичность. Юнг обосновывает это явление литературы в обществе следующим образом. Литература позволяет лучше понимать людей, она как бы унифицирует их и делит на группы. Это прослеживается с самых первых книг: мы знаем, что заяц – труслив, а лиса – хитрая. Далее мы сталкиваемся с более сложными героями: Андрей Болконский – тип человека, который гонится за славой, но изменяется после экзистенциальной ситуации; комические герои Чехова, которые открывают юным читателям лицемерие и порочность некоторых людей. Начитанный человек, взглянув на своего нового начальника или коллегу, может сделать о нем выводы из первых минут общения, поскольку литература позволяет нам определять архетип, некоторые особенности личности.
- Развитие эмоционального интеллекта и критического, образного и интуитивного мышления. Основной инструмент воздействия художественной литературы на бессознательное – это художественные тропы. Метафоры, эпитеты, олицетворения создают не только красивую картинку в произведении, но и определенным образом воздействуют на нас и на наше состояние. Профессор психологии Корсунский Е. А. выявил, что, благодаря художественности и приему умолчания в литературе, читатели быстро и четко выявляют неочевидные вещи из реальной жизни; у них активно развивается интуитивное и критическое мышление, благодаря которому они быстро строят логические связи между объектами.
- Психическая устойчивость. Гибкость интеллектуальных возможностей позволяет решить задачи, в которых требуется быстрая реакция: пожар, оказание первой помощи, психическая устойчивость в чрезвычайном происшествии.
Воздействие литературы на сознательное и бессознательное бесспорно.