Для истребителя показатель площади крыла и напрямую связанной с ним нагрузки на крыло является важным фактором, позволяющим оценить маневренные возможности самолета. Площадь крыла, используемая в аэродинамических расчетах, включает в себя подфюзеляжную часть и как правило вычисляется по упрощенному контуру крыла, без учета всех особенностей его геометрии, что можно наглядно увидеть на этом изображении.
В большинстве случаев расчетная площадь крыла близка к реальной площади крыла с учетом подфюзеляжной части. Но для истребителей с изменяемой стреловидностью крыла дело обстоит иначе. Их крыло как правило состоит из неподвижной корневой части и отклоняемых консолей, а для расчетной площади берется только геометрия отклоняемых консолей. Также площадь крыла может быть вычислена для разных углов стреловидности крыла, на прямом крыле она как правило меньше, чем на крыле, отклоненном на максимальную стреловидность.
Все эти особенности могут приводить к тому, что расчетная площадь крыла на самолетах с крылом изменяемой стреловидности (КИС) плохо коррелирует с реальной площадью несущей поверхности крыльев и не отражает реальных возможностей самолета.
Естественно что при вычислении маневренных характеристик площадь крыла является лишь относительным параметром, используемым при расчете аэродинамических сил. Относительно выбранной конструкторами расчетной площади вычисляется аэродинамическая поляра самолета, графики коэффициента подъемной силы и т.п. В результате расчетные характеристики виража, разгона, скороподъемности и т.п. для самолета не будут зависеть от того, какая расчетная площадь была выбрана. Однако в ряде случаев (предварительной оценки характеристик самолета, когда отсутствуют графики его летно-технических характеристик; или в случае, когда характеристики самолета известны, но нужно проанализировать, почему данный самолет обладает такими характеристиками) желательно оперировать расчетной площадью крыла, которая близка к реальной.
Пожалуй наиболее показательным примером является истребитель F-14, расчетная площадь консолей которого взята по отклоняемой части крыла в положении минимальной стреловидности и оставляет 52.49м2. В эту площадь не входит корневая часть крыла, составляющая на этом истребителе значительную часть суммарной площади крыла.
Нагрузка на крыло пустого-снаряженного самолета по расчетной площади составляет около 350кг/м2, что создает совершенно обманчивое впечатление о возможной маневренности самолета (для сравнения у F-104C нагрузка на крыло к весу пустого снаряженного составляет 340кг/м2). Реальные маневренные характеристики машины находятся на очень высоком уровне, а реальному показателю площади крыла больше соответствует 68.5м2, получаемая при расчете площади подвижной консоли крыла при максимальной стреловидности (данная площадь была принята расчетной в отечественной методичке по F-14).
Как видно на схеме, в этом случае площадь подвижных консолей полностью "накрывает"и площадь корневой части крыла. Нагрузка на крыло в этом случае составляет около 270кг/м2, что действительно является реалистичной величиной для оценки возможностей машины.
Таким образом, не во всех случаях расчетная площадь крыла, выбранная конструкторами для самолета, может служить хорошим инструментом для предварительной оценки и анализа его летно-технических характеристик. В случае самолетов с КИС при выводе реалистичной нагрузки на крыло имеет смысл рассмотреть расчетную площадь крыла на разных стреловидностях и выбрать наиболее соответствующую реальной площади крыла.