Отчаянные оптимисты считают, что мы переживаем сегодня бум письменной речи. Мол, огромное число людей выкладывает в Интернете свои мысли и чувства, и получает отклики. Да, тексты выглядят ужасно, но люди сами это понимают. Люди осознают, что плохое знание родного языка – отклонение от нормы. Ненормальность эта вызывает у людей и чувство стыда, и желание исправить положение. Так возникла традиция «тотального диктанта».
Один участник, русский по происхождению, умудрился сделать в 282 словах 273 ошибки. Тех, кто ненамного отстал от этого рекордсмена, тоже хватает. Из обычных примерно 150 тысяч участников диктанта отличное знание орфографии родного языка показывают всего около 2 процентов. Гнетущая цифра, если учесть, что в диктантах этих участвуют обычно люди, уже работающие над своей грамотностью.
Владимир Познер на пресс-конференции, посвящённой результатам «тотального диктанта» сказал: «Акция замечательная. Если бы национальная идея была бы грамотно писать, то в этом был бы патриотизм».
То есть. Если говорить правильно – проявление патриотизма, то что означает говорить неправильно? По логике, это непатриотично. Кто-то скажет: это уж слишком! Ладно, давайте разберёмся. Если вы плохо говорите на родном языке, значит, вы не хотите познавать его. То есть проявляете неуважение к языку и даже к своей стране. Если ваш говор слышат иностранцы вроде Майкла Бома, они вас презирают: вы знаете свой язык хуже, чем они. Если вы говорите неправильно в ток-шоу, вас слышат за границей и тоже удивляются: эти русские не владеют своим языком.
Позорить свою страну и свой народ – разве патриотично?
А теперь добавим справедливости ради. Это всё не новые мысли. Ещё Николай Карамзин писал: «Язык важен для патриота». Известны и слова Константина Паустовского: «Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку».
***
Телеведущий Владимир Соловьёв: «В нынешних условиях нужно не БРЕНЧАТЬ оружием, а развивать экономику».
Зампредседателя комитета Госдумы Леонид Калашников: «Я не увидел в этом ролике никакого БРЕНЧАНИЯ оружием».
Бренчать можно на балалайке. А оружием бряцают. (Ударение, между прочим, на втором слоге!) Таким образом, говоря «бренчать оружием», человек обнаруживает незнание значения сразу двух слов.
Телеведущий Андрей Малахов, Первый канал (обращаясь к участнику передачи): «Если ты останешься здесь, ты погрязнешь в этих СВОРАХ».
«Свару» со «сворой» путает также телеведущий Владимир Соловьёв.
Свора – это куча стая собак. Или кучка негодяев. Если же Малахов имел в виду, что кто-то может погрязнуть в скандалах, то следовало сказать «сварах». Свара – это и есть скандал, драка.
Телеведущий канала «Россия 1» Сергей Брилёв в интервью с руководителем администрации президента Сергеем Ивановым говорит: «Хватит ли Европе мощей, чтобы повлиять на Соединённые штаты?»
Мощь – это сила. А мощи – синоним слова «худоба» и «останки». Но разницы Брилёв, похоже, не видит.
Главред газеты «Московский комсомолец» Павел Гусев на радио «Эхо Москвы»: «Судебная система требует СОВЕРШЕНСТВА».
Хотел сказать – «требует совершенствования», но «совершенство» и «совершенствование» – два разных по смыслу слова.
Политолог Сергей Караганов в программе «Право голоса»: «Россия НЕСРАВНЕННО сильнее, чем был Советский Союз».
Здесь просится слово «несравнимо». «Несравненно» – имеет совсем другое значение.
Project: MolokoAuthor: Ерёмин Виталий
Книга "Мы всё ещё русские" здесь