Начиная с Первой Мировой, авиация приобрела военное значение. Но с тех пор многое изменилось – технологии шагнули далеко вперёд и теперь пилот не обязан зависать над целью и кидать гирю, или брать свой пистолет. Для этих целей есть заранее установленные пулемёты в крыльях и носовой части самолёта. Но почему пули носовых пулемётов не ломают винт?
Вооружение и его развитие.
Главным оружием пилотов Первой Мировой были бомбы и личные пистолеты. Бомбами уничтожали наземную технику, а пистолет авиацию противника. В дальнейшем, на бипланы начали ставить пулемёты, но их эффективность была не высока из-за неудобств ведения огня.
Тогда начались эксперименты. В экипаж самолёта включали не только пилота, но и стрелка, а на старые модели старались поставить крыльевое вооружение, или расположить его как можно ближе к пилоту. Проблема была в том, что пулемёты не были рассчитаны на ведение воздушного боя и перезарядка была практически невозможной.
Пулемёты у винта.
Ещё в Первой Мировой Войне, инженеры разных стран старались решить проблемы винта и пулемёта – сделать так, чтобы они не мешали друг другу.
Французский энтузиаст Роллан Гарро первый, кто решил конфликт пропеллера и пули. Он предложил оснастить винт призмами – по одной на каждую лопасть. Идея заключалась в том, чтобы отводить пули от винта, если выстрел пулемёта совпадёт с препятствием в виде лопасти.
Идея Гарро сработала. Винт и вправду оставался целым. Но механизм не был лишён проблем… Призмы утяжеляли винт, а попадание пуль по лопастям создавали дополнительную нагрузку на пропеллер и двигатель, снижая надёжность и работоспособность деталей.
Схему Роллана Гарро пытались скопировать и в Германии, но попытка провалилась. Проблема была в особенности немецких пуль, которые обладали большим пробитием и реже рикошетили.
Но незадолго после, и немецкая авиация смогла похвастать надёжным носовым пулемётом. Датский инженер Антони Фоккер предложил новую деталь на валу от двигателя к пропеллеру.
Расчёт был таков – круглая деталь имела выпуклый участок (кулачок) и крепилась к валу от мотора к винту. Кроме этого, диск с кулачком был связан с пулемётом по средства рычагов, которые смыкались, когда пилот нажимал на гашетку.
В результате, рычаг наскакивал на кулачок и в этот момент происходил выстрел. В то же время лопасть не мешала пуле. Такой механизм ограничивал скорострельность, которая приравнивалась к частоте вращения винта. Но теперь пуля не ломала лопасти.
Развитие.
После первой мировой от системы Гарро (рикошет пули от винта) отказались, создавая синхронизаторы и блокираторы, основанные на разработке Фоккера. Кулачок мог как прекратить стрельбу, так и наоборот, а проблемы скорострельности решали количеством пулемётов и числом выстрелов при полном обороте винта.
Подписывайтесь на канал. На нём регулярно выходят актуальные статьи на военную тему. Оценивайте контент и делитесь им с друзьями.