Околополитическое эссе
Во времена моей комсомольской юности, более сорока лет назад, и всяческих открытий-познаний, очень привлекательно было сгонять куда-нибудь за границу. Но такая честь и привилегия тогда выпадала далеко не каждому. Требования к кандидату были высокие. Например, надо было быть образцом для окружающих, иметь общественное поручение, знать политическую обстановку и твердо отвечать на вопросы при собеседовании в Горкоме ВЛКСМ по правительственному составу не только СССР, но и страны будущего пребывания. А также что «там» можно, а чего нельзя. Оказалось, что я подходил по многим требованиям и был достоин поездки в страну социалистического содружества. Выбор пал на ЧССР, в современности такой страны не существует. Зато есть страна Чехия и страна Словакия.
Развод и девичья фамилия
И вот, моя «картинка мира» на основе политико - туристического пребывания в 1978 году в той, уже не существующей стране сложилась. Судьба республик напомнила историю любви соседа и соседки, далее была свадьба с приданым и участием опекающих сватов, причем с Запада и Востока. Восточный сват, СССР, молодоженов сам крестил серпом и молотом). Принятие узаконенной в Конституции страны общей фамилии – Чехословакия, поедание общего серебряно-золотого пирога, было всё, "как у людей". Индустриальный характер жениха - Чехии и аграрно-сырьевой невесты – Словакии, давали хороший симбиоз на долгие годы. Мелкие семейные конфликты да неурядицы улаживали сообща. В крупном разладе в 1968 году помог сват – СССР с дружками по Варшавскому договору. Трещину в отношениях заделали Конституцией о федерации Чехии и Словакии, типа запоздалый свадебный контракт, как в Европе принято. Ограждая семейный союз от всякой Западной хулы и наветов, сват СССР, еще и остался погостить с ружьишком, на всякий случай. Сват гостил, гостил у родственников, аж, до 1991 года, пока сам не стал дряхлеть. А как сам СССР окончательно занемог, и распался тут и сказке о крепких семейных узах Чехословакии наступил конец.
Каждая сторона затребовала развод и прежнюю фамилию. И стали они называться как в далекие времена Чехией да Словакией. А жить-поживать стали как два суверенных государства и делить им оказалось больше нечего и работать стали каждый на свое благо.
Но тогда, в далеком 1978 году, ЧССР составляла несокрушимую рать, в числе других сторонников Советского Союза с идеей победы социализма во всем мире.
Можно, погружаясь в политику и экономику, рассуждать, почему рушились страны, имеющие сложносочиненные аббревиатуры, типа ЧССР, СССР, а вот страна с шифром США, только крепнет и пухнет от изобилия. Причиной благоуспеяния, на мой взгляд является, говоря простым языком, создание и ведение своей мировой игры краплеными картами - долларами, имея банк в виде своих фондовых бирж.
США, после войн, дележа ресурсов и разграничения штатов, написав свою Конституцию - Декларацию, успокоились, дав штатам самоуправление. И всего сто сенаторов, по два на штат поддерживают демократию у себя в стране, выходя через правящую партию на Президента.
Причина такой умиротворенности – самозанятость населения частным делом, а транскорпораций своим сверхбизнесом. Только бизнес и ничего личного, как говорят американцы.
С дружественным визитом в ЧССР
В Сибири активно шло сотрудничество молодежи БАМа с далеким Зарубежьем. Например, создавались поезда Дружбы для поездок из СССР в ЧССР и наоборот. В такую поездку и попали мы, втроем, комсомольцы ИВЦ, пройдя собеседование, оплатив поездку на поезде до Праги и обратно, а также проживание и экскурсии по стране. Поезд Дружбы соответствовал своему назначению, технически и тематически. Было десять купированных вагонов, в том числе штабной. В состав участников входила рабочая молодежь и ИТР с Западного участка БАМа, руководили поездкой представители от Штаба ЦК ВЛКСМ на БАМе. Надо сказать, что почти триста человек, отправлялись в дальнюю поездку в чужую страну не просто исторические красоты посмотреть, но в теме было укрепление советско-чехословацкой Дружбы и конкретное поручение. Поручение это было растиражировано во многих экземплярах и называлось Конституция СССР. Передать оформленную книжечкой небольшого формата на двух языках Конституцию, было нам поручено как братский привет чехословацкому народу, десять лет назад пережившему путч, как тяжкую болезнь. Эта Конституция закрепляла однопартийную политическую систему и вошла в историю как «Конституция развитого социализма». По прибытию в Прагу, на вокзале нас встречала делегация от Союза социалистической молодежи Чехословакии с военным оркестром. Наша группа разместилась в центре Праги, в гостинице с одноименным названием «Прага», светящимся громадными буквами на скошенном торце старинного здания. Дело было вечером, поэтому после ужина, разошлись по комнатам посмотреть телевизор и обменяться впечатлениями от первого времени пребывания за границей.
Программа экскурсий была выдана, и на следующий день, позавтракав, отправились пешком по центру Праги. Погода благоприятствовала – была сухая, желтолистая, теплая осень. Ярко запомнились: Собор святого Вита, Карлов Мост, Градчаны, Вацлавская площадь, Золотая улочка, Пороховая башня. Особенно поразили Пражские куранты - средневековые башенные часы на Староместской ратуше своей историей и филигранностью исполнения.
Встречи с чешской молодежью проводились в Доме Радио, в Локомотивном депо, там мы обменялись презентами и, конечно же, книжечками Конституции. Так же их мы оставляли в магазинчиках, кафе и даже в пивных барах. Чехи нас встречали хорошо, многие из них неплохо общались по-русски. Некоторые, правда, пролистывая Конституцию со скучными абзацами статей, начинали демонстрировать свои глянцевые журналы, бульварного содержания с запретными для Советских комсомольцев картинками. Вечером в гостинице, на «нашем» этаже познакомились с группой шведов. Все они были в шикарных джинсах, кожаных пиджаках, модных туфлях. Мы по сравнению с ними были одеты очень буднично, в отечественный «ширпотреб», в основном, то есть очень серо, ну, может быть добротно, как на фото той поездки.
Отправляясь в столь далекое путешествие, мы знали, что попадем под нескромное обаяние буржуазии. Некоторые даже стремились к этому, типа тоже «позагнивать» в джинсе хотели. Для справки: политологически сложилось, что социализм всегда "процветал", а капитализм систематически "загнивал". Мы идем к победе соцтруда, у них же, по учению К. Маркса, кризисы неизбежны). Обменных денег было конечно мало и на джинсы приходилось выкраивать, тратя «сувенирную водку». Пытаясь не потерять облик представителя страны, первой в мире строящей коммунизм, но не обеспечившей себя рабочими (у них), и остромодными (у нас) штанами, познакомился в гостинице с гидом шведов. Высокая, светловолосая дама сносно разговаривала, в том числе и на русском. На мой вопрос есть ли джинсы на продажу, ответ был утвердительным. Надо сказать, что все гонялись за фирменными джинсами из настоящего денима, окрашенного растительной краской индиго, оставляющей синий цвет на мокром пальце.
Заветные джинсы). О, времена, о, нравы!
А качество денима определялось способностью его не вытягиваться на коленях и заду, невероятной прочностью на разрыв и все это зависело от плотности ткани. Таким образом, в качестве и практичности вес джинсов играл не последнюю роль. Наполненный подобной информацией, советский, очень жаждущий «модно прикинуться» человек стремился выйти на фарцовщиков и отовариться. Фарцовщиками называли людей, нелегально ввозящих дефицитный товар и тайно его продающих. Дама, расположившаяся в кресле в холле, дала последние разъяснения своим подопечным туристам и обратила, наконец, свой взор на меня.
Беседуя в креслах за журнальным столиком, мы, наверное, производили не плохое впечатление на проходящих мимо замаскированных агентов, тайных осведомителей и прочих борцов с фарцой. Выяснилось, что русский язык, эта дама, так и не определенной мною национальности знает прилично, потому что иногда возит экскурсии в СССР. Даже сообщила, что хорошо знает Владимира Высоцкого и любит его творчество. Я согласно кивал и очень даже допускал мысль, что Высоцкого знает весь просвещенный мир, в том числе и за рубежом. Классовое самосознание на прочь было потеряно, когда активному комсомольцу и борцу с происками капитализма, было предложено пройти в комнату для примерки джинсов. В платяном шкафу, распахнутом дамой, оказалась стопка джинсов, в свежих пластиковых пакетах с яркими лейблами, на любой стиль и вкус и всевозможных размеров.
Прикинув мой рост и комплекцию, она выбрала очень приличные джинсы с ярким вышитым лейблом на заднем правом кармане и названием Springfield. Джинсы оказались впору, правда чуть тесноваты, и замок, в простонародье – зиппер никак не застегивался. По совету дамы пришлось застегнуть его лежа на полу. Мои опасения, что замок разойдется после вставания, она развеяла гарантией - ничего не произойдет или джинсы будут заменены. Встал и даже несколько раз присел. Джинсы сидели как влитые, что и требовалось. Цена, тоже оказалась приемлемая. Решил прикупить еще пару Levis-ов и рассчитаться наполовину кронами а за остальное - литром «Столичной». Довольные обоюдовыгодной сделкой представители двух разных миров, расстались. Впрочем, ненадолго. На следующий день Юра, наш комсомольский вожак, обратил внимание на мои шикарные джинсы и запросил адрес. Если бы знала «дама из Амстердама», что ее товар пробил брешь в высокоидейной системе ЦК ВЛКСМ! Вскоре и Юра, и его жена Наташа, выделялись в нашей группе новенькими фирменными джинсами.
Осмотрев Чехию с ее старинными замками и ознакомившись с легендами о них, поняв, что весь сувенирный товар лучше покупать на Золотой улочке и раздали часть книжечек с Конституцией. Понравилась чистая и спокойная старинная Прага. Несмотря на обилие пивных баров, ни одного пьяного мы не видели. Посетив и пивбары и рестораны, удивились изобилию марок пива и что водку подают в рюмочках - наперстках по двадцать граммов. Пиво очень понравилось, напробовались и знаменитого черного пива. В Праге на обед подавали протертые супы, пресное второе и пластиково-твердую салями, которая вскоре приелась.
Пороховая башня, Прага.
В Словакии
Остановились в центре Брно и оттуда выезжали на экскурсии. В отличие от индустриальной Праги, здесь мы чаще бывали в деревнях, пещерах – лазнях и на озерах – плёсах. В деревне Ждяр нам показали национальный свадебный обряд с переодеванием. Я даже сыграл роль дружка жениха на этих церемониях. В пещерах разбирались со сталактитами и сталагмитами и слушали подземное эхо. В районе озера Штребске плёсо, очень чистого и красивого долго определяли на спор высоту двух соседних пиков Высоких Татр на Польской стороне. Оказалось, горы одной высоты – со слов гида, устроившего этот спор – развод).
Вид на Карлов Мост, Прага.
Неделя в Словацком Брно и Оломоуце порадовали большим разнообразием в питании, при том же отличном качестве пива. Население же, к советским туристам, относилось по - разному. В Праге более лояльно и улыбчиво. В Брно - менее контактно и придирчиво. Предыстория таких отношений была как раз следствием подавления демократических проявлений в ЧССР в 1968 году, когда во время вторжения войск СССР и стран Организации Варшавского договора, погибло около ста граждан Чехословакии. Были потери и со стороны советских военнослужащих. Позже, уже проживая в Москве, познакомился с полковником – танкистом, преподававшем в Академии ВС, участником операции «Дунай», Владимиром. Он тогда в 1968 - ом был лейтенантом, командиром танкового взвода. Истории о тех давних событиях, рассказанные им, шокировали. После ввода танковых частей Советской армии, гражданские ополчились против вторжения войск и в городах начали жечь танки «коктейлями Молотова». На тесных улицах, колонны танков, были обречены, их жгли и обстреливали сверху. В отместку озверевшие танкисты, в теснине города давили людей танками. А позже, за городом, те же танкисты выковыривали из траков засмердившее человеческое мясо. Чешская армия сопротивления не оказывала. Правительство ЧССР под натиском Советского военно-политического аппарата, поспешило сделать правильные выводы. В Академии, в которой преподает Владимир, операция «Дунай» вошла в ряд тематических докладов и лекций. Тогда все было осуществлено в полном соответствии с Советской военной наступательной теорией и тактикой. Отмечалась хорошая боевая слаженность и оперативность войск во время операции.
Советские войска размещались в ЧССР до 1991 года. А в 1993 году страна распалась на Чехию и Словакию. Вот и получилось, что этот союз «соцлагерных» соседей получил «развод и девичью фамилию».
Подписывайтесь на мой канал. Участвуйте в комментариях. Ставьте лайки - это мотивирует!