Найти тему
Тракторист-Моторист ☑️

Мини-трактор для дачника: особенности «195-го» дизельного одноцилиндрового мотора

===

Дизельный одноцилиндровый двигатель, который устанавливается на тяжёлые мотоблоки (двухколёсные тракторы) и легкие минитракторы на их базе (мототракторы), часто вызывает вопросы у покупателей и пользователей этой техники.

195-й мотор – это дизельный горизонтальный одноцилиндровый двигатель водяного охлаждения, который производится на нескольких заводах в Китае.

---

Название идёт от размера цилиндра двигателя, который имеет диаметр 95 миллиметров (цифра «1» обозначает количество цилиндров в двигателе).

Тяжёлый мотоблок с дизельным двигателем
Тяжёлый мотоблок с дизельным двигателем

***

Все споры в интернете и недоразумения происходят от так называемых «попыток продавцов обмануть» покупателя. Давайте же попробуем разобраться (простыми словами) в причинах, вызывающих это.

На блоке цилиндра обычно выштампованы цифры «195», иногда эти же цифры выбиты на головке блока.

---

При этом некоторые продавцы утверждают, что двигатель с такой маркировкой имеет мощность 15 лошадиных сил, а другие – что всего 12 лошадок (причём последних поддерживают продвинутые покупатели).

Мини (мото) трактор с дизельным 1-цилиндровым двигателем
Мини (мото) трактор с дизельным 1-цилиндровым двигателем

***

Парадокс, но правы обе стороны, поскольку помимо характеристики «диаметр цилиндра» есть ещё один важный параметр для определения мощности двигателя.

Это – ход поршня и, соответственно, объём двигателя. Так вот, ход поршня у различных моделей 195-го мотора может быть разным – от 90 до 120 мм.

При этом увеличивается объём двигателя, а также возрастает номинальная и максимальная мощность мотора.

---

Принцип работы двигателя внутреннего сгорания
Принцип работы двигателя внутреннего сгорания

***

Выглядит это так (буквенные символы перед цифрами – это индекс завода-производителя, у каждого - свой):

Двигатель R-195: ход поршня 90 мм, объём – 0,64 литра, максимальная мощность – 12 л. с., макс. крутящий момент – 42 Нм.

Двигатель S-195: ход поршня 95 мм, объём – 0,67 литра, максимальная мощность – 13,2 л. с., макс. крутящий момент – 44 Нм.

Так устроен 1-цилиндровый горизонтальный дизельный двигатель
Так устроен 1-цилиндровый горизонтальный дизельный двигатель

***

Двигатель ZS-195: ход поршня 115 мм, объём – 0,81 литра, максимальная мощность – 14,5 л. с., макс. крутящий момент – 47 Нм (некоторые производители называют этот мотор Т-15).

Двигатель ZH-195: ход поршня 120 мм, объём – 0,85 литра, максимальная мощность – 15,5 л. с., макс. крутящий момент – 56 Нм.

Китайский 1-цилиндровый горизонтальный дизельный двигатель R-195
Китайский 1-цилиндровый горизонтальный дизельный двигатель R-195

***

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что в данном случае главным параметром при определении мощности является объём двигателя.

То есть, если продавец заявляет, что «его 195-й мотор выдаёт 15 лошадиных сил», а при этом объём двигателя составляет 0,61 или 0,67 литра, то вас вводят в заблуждение.

***

Справочно:

Кроме китайских производителей, одноцилиндровые дизельные двигатели водяного охлаждения выпускает известная японская компания «Кубота» (Kubota). Но у её моторов размеры несколько отличаются от китайских.
Например, двигатель Kubota RT-125 имеет диаметр цилиндра 94 мм и ход поршня 96 мм. Соответственно, объём мотора - 0,67 литра, при этом максимальная мощность составляет 12,5 л. с.

---

Японский 1-цилиндровый двигатель "Кубота" RT-125
Японский 1-цилиндровый двигатель "Кубота" RT-125

====

Надеюсь, что эта статья была полезна вам, уважаемые читатели. Замечания и возражения прошу высказывать в комментариях.

===

Спасибо за внимание.