Найти тему
Адреса Петербурга

Советские кинотеатры

В Советском Союзе кинематограф был не только «важнейшим из всех искусств», но и самым массовым из них. Кинотеатры, построенные в Ленинграде, стали неотъемлемыми элементами городского пейзажа, важными акцентами в застройке того или иного уголка Петербурга, зачастую определяющими образ всего района в целом.

В 1920-е годы в Петрограде-Ленинграде продолжали свою работу старые, возникшие ещё до революции кинозалы. Находившиеся в приспособленных для кинопоказа помещениях бывших доходных домов, они зачастую были тесны и неудобны. Специально для кинотеатров отдельные здания не строили, но зрительные залы возводимых в те годы домов и дворцов культуры были многофункциональны и рассчитывались в том числе на демонстрацию кинофильмов.

Постепенно к 1930-м годам пришло понимание особой роли кинематографа в жизни «простого советского человека». Старые, морально устаревшие, не рассчитанные на звуковой кинопоказ залы переоборудовались и реконструировались. Пожалуй, одной из самых значительных реконструкций можно считать перестройку и расширение кинотеатра «Аврора» на Невском проспекте. Работы велись в 1936–1937 годах по проекту архитектора Н. П. Шеломова. В результате реконструкции площадь кинотеатра увеличилась в два раза. За два года коренным образом изменились интерьеры кинотеатра, на дворовой территории был выстроен вестибюль (хорошо знакомый и нынешним поколениям петербуржцев), появился концертный зал.

Фасад бывшего кинотеатра «Москва» на Старопетергофском проспекте
Фасад бывшего кинотеатра «Москва» на Старопетергофском проспекте

Фрагмент барельефа на здании бывшего кинотеатра «Москва» на Старопетергофском проспекте
Фрагмент барельефа на здании бывшего кинотеатра «Москва» на Старопетергофском проспекте

Первенцем ленинградской киноиндустрии стал кинотеатр «Гигант», возведённый в 1934–1936 годах на перекрёстке Кондратьевского и Полюстровского проспектов, названном впоследствии площадью Калинина. Кинотеатр полностью оправдывал своё громкое имя: его зрительный зал вмещал до 1400 зрителей — колоссальная в те годы цифра! Архитекторы А. И. Гегелло и Д. Л. Кричевский создали образ нового, неведомого дотоле в городе типа здания, ставшего композиционным центром новой площади. Запоминается и протяжённый 13-колонный портик, и огромный, похожий на экран витраж на главном фасаде, набранный из прямоугольных и квадратных ячеек с диагональными раскосами. Но чаще всего прохожие внимательно рассматривают разделённые профилированными тягами барельефы, созданные бригадой скульпторов во главе с Д. И. Дитрихом по мотивам кадров из популярных в 1930-е годы советских кинокартин. Архитектура кинотеатра «Гигант» выстроена на совмещении приёмов и элементов авангарда с преобразованными классическими деталями и активной скульптурной пластикой. Заявляя монументальность и давая задел на формирование будущего ансамбля площади, кинотеатр резко контрастировал с расположенным совсем рядом конструктивистским Кондратьевским жилмассивом (архитекторы: Г. А. Симонов, Л. М. Тверской и др., 1928–1931 гг.). Такое различие в образном решении этих крупных объектов, построенных рядом с интервалом всего лишь в несколько лет, отчётливо демонстрирует, насколько крутым был стилистический поворот, случившийся в 1932 году в архитектуре СССР.

Значительным событием в архитектурно-строительной жизни довоенного Ленинграда стало открытие на проспекте Газа (ныне вновь Старо-Петергофском проспекте) трёхзального кинотеатра «Москва». Он был построен в 1937–1939 годах по проекту архитектора Лазаря Хидекеля. Этот талантливый архитектор и художник являлся ближайшим соратником К. С. Малевича. Он по праву считается одним из создателей супрематизма. С именем Лазаря Марковича Хидекеля связано такое значительное художественное явление, как выход плоскостной геометрической абстракции супрематизма в пространство. Он же стал одним из первых авторов «супрематической архитектуры».

-4

-5

-6

-7
-8

-9
-10
Советские кинотеатры «Буревестник», «Прометей», «Ленинград», «Уран», «Балканы», «Нарвский», «Дружба», «Восход»
Советские кинотеатры «Буревестник», «Прометей», «Ленинград», «Уран», «Балканы», «Нарвский», «Дружба», «Восход»

Проектируя кинотеатр «Москва», архитектор использовал излюбленные приёмы супрематических построений. Симметричная компоновка плана, построенного на основе ортогональной сетки, уступчатые углы «лепестков»-кинозалов, пропорциональные соотношения частей напоминают раннюю живопись Хидекеля, его графические работы и фантазии. Что касается фасадов, то требования, предъявлявшиеся государством к архитектуре в 1930-х годах, уже не позволяли решать их в приёмах супрематизма. Лазарь Маркович даёт монументальную композицию на стыке простой геометричной пластики и тонко прорисованного декора — тяг, наличников, рустов. Над входным порталом, фланкированным глубокими лоджиями, появляется характерный акцент — барельеф (скульптор — И. В. Крестовский). Новаторски решена автором функциональная схема здания. Из единого фойе можно было попасть в три кинозала. Если в трёх залах шёл один и тот же фильм, а начало сеансов было различным, то зрителю пришлось бы ждать очередного сеанса лишь треть времени демонстрации киноленты. Но эта остроумная задумка обычно не претворялась в жизнь, поскольку чаще всего во всех трёх залах демонстрировались разные картины, и небольшой вестибюль оказывался тесен. Не станет преувеличением фраза, что кинотеатр «Москва» стал прародителем современных многозальных кинотеатров.

Кинотеатр «Москва» был построен на месте снесённой церкви Святой Екатерины — там, где был храм религиозный, возник храм нового вида искусства. Но иногда здания храмов не сносились, а приспосабливались для нужд кинопоказа. Ярким примером может служить кинотеатр «Спартак». Евангелическо-лютеранская церковь Святой Анны, построенная Ю. М. Фельтеном в конце XVIII века, была реконструирована под кинотеатр в 1939 году. Архитекторы А. И. Гегелло и Л. С. Косвен бережно сохранили облик здания и объём главного зала. Так же было приспособлено здание лютеранской кирхи в Зеленогорске, в котором в 1940 году разместился кинотеатр «Победа».

В 1954 году в Зеленогорском парке культуры и отдыха по проекту В. Д. Кирхоглани был построен деревянный кинотеатр «Дневное кино». Он сохранился до наших дней (хотя и бездействует), являя собой редкий в нашем городе образец деревянного зодчества эпохи «сталинского ампира». Облик послевоенных кинотеатров определялся официальным направлением советской архитектуры на «освоение классического наследия». Строгие портики украшали схожие кинотеатры «Озерки» на Большой Озёрной улице и «Чайка» в посёлке Лисий Нос.

-12

Своеобразным центром притяжения на 7-й линии Васильевского острова в 1952 году стал кинотеатр «Балтика». Он был построен архитекторами Е. Г. Груздевой и И. М. Чайко на месте дореволюционного синематографа.

В 1958 году по проекту В. В. Хазанова и Л. А. Панкратовой под кинотеатр «Прогресс» был переоборудован зал заседаний Кировского райсовета на проспекте Стачек (архитектор — Н. А. Троцкий, 1930–1935 гг.). Фойе украшали фрески работы художника А. А. Мыльникова.

Иногда в один ряд со «сталинскими» ошибочно ставят кинотеатр «Ленинград» на Потёмкинской улице. На самом деле это здание — образец петербургской неоклассики 1910-х годов — бывший выставочный зал Императорского Российского общества садоводства (архитектор — Н. Н. Игнатьев, 1912–1913 гг.) Для показа кино оно было переоборудовано в 1959 году по проекту архитектора И. И. Чашника. В последние годы постройка пережила ещё одну реконструкцию, в ходе которой заменили изношенные до предела дореволюционные железобетонные конструкции покрытия. «Ленинград» был уникальным панорамным кинотеатром. В большом зале, рассчитанном на 1150 человек, зрителей поражал необычный экран шириной 27,6 и высотой 10,4 метра. Суть кинопоказа заключалась в том, что фильм проецировали одновременно три кинопроектора, составляя на экране панорамное изображение с трёх кинолент. На четвёртой ленте, включавшейся синхронно, было записано девять звуковых дорожек. Звук в зале транслировался через 96 громкоговорителей. В этом зале могли демонстрироваться не только панорамные, но и обычные, и широкоэкранные, и широкоформатные (снятые на широкую 70-миллиметровую плёнку) фильмы.

Строительство типовых широкоэкранных кинотеатров в Ленинграде началось в конце 1950-х — начале 1960-х годов. Архитекторы Ленпроекта О. И. Гурьев, В. М. Фромзель и А. П. Чиж взяли за основу проект московского кинотеатра «Прогресс» (авторы — Е. Гельман, Ф. Новиков, И. Покровский; примечательно, что другой московский кинотеатр, построенный в столице по тому же проекту, называется «Ленинград»). Первыми были введены в строй кинотеатры «Спутник» в Невском районе и «Юность» в Новой Деревне. Их зрительные залы вмещали по 1060 зрителей. Войдя в дверь кинотеатра, зритель оказывался в кассовом вестибюле, откуда по центру проходил в просторное фойе. Там были выделены места для барной стойки и небольшой эстрады. Две лестницы вели наверх в зрительный зал.

Архитектурное решение этих кинотеатров вызвало немало критических высказываний. Глухие стены зданий делают их схожими с огромной трансформаторной будкой. Но критиками не принималось во внимание, что первоначальный проект несколько отличался. На волне борьбы с излишествами в архитектуре здания лишились части декора, в итоге барельефы — маски на фасаде — так и остались на бумаге.

Проект в дальнейшем переработали, и в 1964 году были построены ещё три кинотеатра — «Космонавт», «Выборгский» и «Зенит». Их внешний облик при сохранении внутренней планировки несколько изменился. Немасштабный карниз был заменён цветной полоской, значительно увеличился козырёк, охвативший даже часть бокового фасада. Со стороны главного входа первый этаж превратился в остеклённую витрину, а глухие стены кинотеатров «Зенит» и «Выборгский» были облицованы «в шашечку» плиткой белого и красного цвета, что несколько оживило характер архитектуры зданий. Стены кинотеатра «Космонавт» — серые, однотонные, но над главным входом было помещено большое панно на тему покорения космоса (художники — А. Ларионов и В. Мошков). Этот кинотеатр выделяется из всех прочих не только упомянутой монументальной композицией, выполненной в технике сграффито, но и тем, что это единственный кинотеатр серии, размещённый не на открытом участке среди новостроек, а в тесном пространстве исторического центра.

В ряду данных построек надо упомянуть и кинотеатр «Весна» в Автово. Его архитекторы А. В. Жук и Н. Н. Фёдорова использовали то же объёмно-планировочное решение, внеся лишь небольшие изменения в оформление интерьеров. В отделке фасадов применена плитка одного светлого тона, а остеклённый первый этаж отделён чуть изогнутым навесным козырьком.

Более удачным считается проект широкоформатного кинотеатра на 1250 мест, разработанный в 1963 году (архитекторы — В. Ф. Белов, О. В. Василенко, Н. Н. Трегубов, В. М. Фромзель, Л. И. Шимаковский). Яркий, запоминающийся облик этих зданий скрасил несколько монотонный характер кварталов ленинградских новостроек 1960-х годов. Горожанам хорошо знакома огромная, вогнутая, словно киноэкран, стеклянная стена главного фасада этого типа кинотеатров. Архитектурные критики и простые зрители отмечали тщательно продуманную планировку здания, в котором даже лучшие места зрительного зала дублировались за счёт балкона на 310 мест. С 1965 по 1973 год в Ленинграде по данному проекту было построено 14 кинотеатров. В 1990-е годы многие из этих зданий утратили первоначальную функцию, были перестроены. Один из таких кинотеатров — «Прибой», расположенный на Васильевском острове, сохранил архитектуру, но поменял функцию. Сегодня в нём размещается Центр современного искусства имени Сергея Курёхина.

-13

-14
-15
-16

-17
Советские кинотеатры «Спутник», «Прометей», «Руслан», «Космонавт», «Веснушка». Фотографии Константина Котова
Советские кинотеатры «Спутник», «Прометей», «Руслан», «Космонавт», «Веснушка». Фотографии Константина Котова

В 1980-е годы кинотеатры строились преимущественно по индивидуальным проектам. Среди них назовём возведённый в 1981 году кинотеатр «Буревестник» на улице Подвойского (архитекторы — Г. В. Костюрин, В. К. Петров, Л. С. Чупина). В 1987 году на Будапештской улице открылся кинотеатр «Балканы» с двумя залами на 786 и 292 места (архитекторы — С. Н. Капканщиков, Р. В. Костина). Брутальный строй его архитектуры демонстрирует черты, характерные для многих общественных зданий тех лет: большие чистые облицованные плоскости стен, срезанные углы прямоугольных объёмов, крупная грубая пластика. Особо следует отметить построенное в те же годы здание кинотеатра «Подвиг» в Колпине (архитекторы — О. А. Харченко и др.), проект которого был отмечен на выставке научно-технических достижений в Пловдиве. Сложное пространственное решение здания, красиво разыгранная объёмная пластика стен, эффектное использование красного облицовочного кирпича позволили создать яркий и запоминающийся образ, исполненный экспрессии. Холл кинотеатра оформлен диптихом «Война» и «Салют Победы» известных художников С. Н. Репина, В. В. Сухова, И. Г. Уралова и Н. П. Фомина.

На излёте советской эпохи создавались последние в нашем городе однозальные районные кинотеатры. В современном Петербурге такая схема больше не получает применения. Теперь заказчики предпочитают исключительно многозальные киноцентры. Всё чаще современный кинотеатр включается в состав многофункционального комплекса наряду с торговыми, спортивными, деловыми и прочими блоками помещений.

Текст: Евгений Евдокимов, Александр Стругач

https://adresaspb.ru/category/structures/facadesinteriors/sovetskie-kinoteatry/