После Occupy White Walls, в которой нужно строить картинную галерею, мне в качестве вполне логичного развития темы попалась Estshade - игра, в которой нужно рисовать картины. Игра, которую создавали в большей степени художники, чем гейм-дизайнеры.
История: игрок приезжает на остров Истшейд, славящийся своей мирной атмосферой и удивительными пейзажами, чтобы посетить места, которые нравились его покойной матери, и нарисовать картины с видами этих мест.
Место действия: Пейзажи вполне земные, но есть небольшое отличие: планета, на которой находится Истшейд, находится в системе из двух планет или имеет очень крупный спутник. Каждый день около полудня этот спутник устраивает небольшое затмение. Многие останавливаются полюбоваться на него.
Игрок и персонажи: Кроме неземного небосвода настораживает еще один факт: все персонажи - антропоморфные животные. Медведи, совы, обезьяны, олени... Обычных людей на глаза не попадается. Нет и зеркал, в которых можно было бы увидеть свое отражение. Занимательная неизвестность: не знать, играешь ли ты за медведя или за сову.
Все это, вместе с тем фактом, что главный герой по пути на остров терпит кораблекрушение и чудом остается жив, наводит меня на некоторые философские размышления. Может быть, всё происходящее - посмертие или чистилище, в котором герою приходится иметь дело со своим прошлым и помогать людям, перед которыми он остался в долгу? Или и правда, просто неудачно начавшееся путешествие на остров как попытка разобраться в себе? Игра вроде бы не дает никаких явных намеков на первую версию, просто странный мир, странные создания (а самый крупный город на острове называется Навь).
Пейзажи великолепны. Иногда они напоминают The Witness, но без вычурной тщательно просчитанной геометричности и с цветовой гаммой, более богатой на оттенки, чем на цвета. На острове немало мест, которыми можно любоваться. Огромный дуб с домом на вершине. Красный лес. Водопады, скалы, древние руины, пляжи, холмы и города. Хотя выполнение квестов требует немалой ходьбы взад-вперед, особенно поначалу, это почти не раздражает: перемены погоды, затмения, изменение времени суток - всё это придает игре очарование и не дает пейзажам надоесть.
Все претензии к Estshade - исключительно со стороны геймплея. (И багов. Игра вышла сравнительно недавно, многое уже исправили впоследствии, но несколько неприятных моментов мне довелось пережить. Самое существенное - где-то ближе к концу игры у меня перестало работать быстрое перемещение между локациями, и я решила оставить незавершенными несколько квестов в дальних уголках карты, а то уж слишком далеко и долго пешком ходить.
Иногда возникает ощущение, что разработчики никак не могли определиться, что за игру они делают, и то и дело меняли основной жанр. История начинается как расслабленный "симулятор ходьбы". Игрок оказывается в небольшом городке, узнает, как рисовать картины и обнаруживает кругом прекрасные живописные виды. Но рисованием лучше не увлекаться: вскоре оказывается, что для создания картин нужно вдохновение, а вдохновение мы получаем, посещая новые места. Поэтому, если сразу начать тратить его на мимолетные зарисовки, то его может не хватить на конкретные картины, которые нужны, чтобы оплатить проезд в другую локацию. Запас новых мест иссякнет, игрок застрянет в исходной локации, и придется начинать заново. Та же история в начале игры и с деньгами: если необдуманно потратить их на покупки в городке Линдоу, суммы, полученной с продажи картин, может не хватить на оплату проезда, и опять же - либо перезапускать игру, либо бегать по лесу в поисках перьев, которые можно продавать сове-книголюбу.
Хорошо, что подобные проблемы возникают только в городке Линдоу (стартовая локация). В дальнейшем у игрока появляется больше свободы действий и квесты, которые можно выполнять в произвольном порядке, так что риск застрять подобным образом практически исчезает. Хотя призрак нехватки денег все равно маячит где-то на дальнем плане, намекая на вполне жизненную ситуацию вида "чтобы заработать денег на покупку холстов, нам нужно продать картины, но их нужно на чем-то рисовать, а у нас холстов нет".
Кстати, о холстах. С ними не так сложно, как с деньгами и вдохновением, потому что новые картины можно рисовать поверх неудачных, используя холсты повторно. К тому же, их можно не только покупать, но и крафтить из досок и ткани. Мне показалось, что система крафта выглядит в игре несколько чужеродной - предметов, для которых она нужна, не так уж и много. Можно создавать холсты, строить плот и лодку, разводить костер и ставить палатку, изготавливать различные виды чая. При этом существенно необходимы только холсты, плот и палатка, все остальное - для тех, кто хочет пройти игру на 100%.
В какой-то момент меня стала напрягать и система квестов: некоторые из них, даже выглядящие побочными, соединяются в чересчур длинные цепочки. В результате получилось так, что я сначала разобралась с одиночными историями, а затем долго бегала по всем уголкам острова, распутывая основную нить, связи внутри которой выглядели довольно случайными.
Но надо сказать, что все эти недостатки не сильно портят игру. Они становятся заметны именно по контрасту с мирным настроением и яркими пейзажами. Сами квесты вполне интересные, хотя по большей части они представляют собой отдельные, замкнутые в себе истории. Противоборство сект "Вершки" и "Корешки" вокруг чая из сон-травы. Медведь, который хочет подшутить над своим братцем, подсунув ему пирожные с нелюбимой начинкой. Исследовательница, которая хочет уличить базарного торговца в том, что его эликсир бессмертия поддельный, и в итоге находит настоящий. Фермер, который переживает из-за мыши, портящей посевы. Владелица воздушного шара, которая никак не убедит местных жителей, что летать - прикольно и безопасно. Первый народ - древние жители острова, которые обитают под землей и редко выходят на поверхность. Потерянные вещи, взаимонепонимание, неудачи и мечты. А герой ходит по острову и решает чужие проблемы, по возможности восстанавливая гармонию с помощью разговоров и картин.
В итоге получается душевная, спокойная игра про любование пейзажами, которая, однако, не дает расслабиться и забыть о необходимости рассчитывать ресурсы - особенно поначалу. Основной сюжет - грустная и лиричная история о памяти, солнечных затмениях и неповторимых моментах жизни. Играть, безусловно, стоит, но, в заключение, еще один совет: если есть возможность, играйте на английском. Поначалу русский перевод мне понравился, но впоследствии оказалось, что понять цели нескольких квестов в нем намного сложнее, чем в оригинале.