Европа всё ещё плачет над пеплом Нотр-Дама, а вот китайцы точно не растерялись бы, даже если бы Храм Неба вдруг сгорел дотла. Они бы сразу, в короткие сроки, отстроили его заново, заодно позаботившись о невоспламеняющихся материалах.
Помню возмущённую реплику одного моего китайского знакомого по поводу буддийского храма в Кайфыне: «Видите этот храм? Ну и всё, Храм Неба в Пекине можете не смотреть – он точно такой же!». Действительно, круглая форма, трёхъярусная крыша, цветные деревянные узоры, головы зверей – всё то же самое. Это при том, что Храму Неба скоро стукнет 600 лет, а его кайфынскому собрату, кажется, нет и 50. И несмотря на солидный возраст, главный храм Пекина представляет собой такое же массивное свежепокрашенное сооружение, как и совсем новая постройка где-нибудь в провинции. И если вы немного поездите по Китаю, то вы очень скоро заметите, что все его храмы похожи друг на друга как две капли воды. Независимо от времени и места постройки.
И нельзя сказать, что в Китае не бывает стихийных бедствий. Напротив, тут часто случаются пожары, а пагоды ввиду своей формы и высоты нередко принимают на себя удары молний. Это если оставить в стороне многочисленные войны, которые тоже бывали весьма разрушительными. И многие памятники истории и архитектуры горели и сгорали дотла.
Но вот в 1960-е годы, когда страна более-менее оправилась от японской оккупации, Второй Мировой, Гражданской войны и других бурных событий начала века, решили начать масштабную программу по реставрации разрушенных исторических памятников – разных храмов, пагод и прочего. И проводилась она так: на месте старого разрушенного здания отстраивалось новое, с использованием современных красок и материалов. По иллюстрациям оно, конечно, напоминает то, что находилось здесь раньше, но всё же это уже другое, современное здание, не имеющее никакого отношения к той исторической эпохе, в которую было построено изначально. Но китайцев это будто бы совершенно не волнует. Кому какое дело до того, как выглядели здания династии Тан больше тысячи лет назад? Сейчас новый век, новые реалии и новые технологии – так будем ориентироваться на них, а не на руины прошлого. Сгорел древний храм? Не беда, построим новый, лучше прежнего! В древней пагоде нет нормальной лестницы на смотровую площадку? Не беда, сделаем капитальный ремонт, положим паркет и превратим в удобное многоэтажное здание. Великая Китайская Стена разрушается? Ну что ж, отстроим заново, да ещё и расширим, чтобы туристам было удобнее гулять.
Нет, это не безразличие, скорее это другое понимание истории: совершенно естественно, что каждый век, каждая эпоха накладывает свой отпечаток, а потом уступает места новой. И нет никакого смысла в том, чтобы пытаться сохранить прошлое в первозданном виде – всё равно рано или поздно история сотрёт его с лица земли. Так не лучше ли позаботиться о комфорте и эстетическом чувстве современников, чем поклоняться давно ушедшим временам? Пусть же и наш век оставит что-то полезное после себя – например, даст новую жизнь древнему памятнику, перестроив его так, чтобы он не медленно разрушался окружающей средой, а гармонично вписывался в современные реалии.
Да, возможно, из-за этого китайская архитектура выглядит хоть и красивой, но несколько однообразной. Куда там до нашей московской эклектики и смешения эпох – здесь всё, от и до, XXI век, и никуда от него не спрячешься, ни в какой старинный переулок. Но зато все деревянные храмы, будь им хоть 500, хоть 1000 лет, стоят как новенькие и продолжают действовать, открытые для молитв и служений.
Пригласить бы китайских строителей, скажем в Кондопогу - уж они бы построили новую Успенскую церковь, да такую, чтоб никакие поджоги ей не грозили. Да и в Европе бы навели порядок: достроили бы, наконец, собор Саграда Фамилия по образцу китайских пагод, да и Нотр Дам бы восстановили, сделав его удобнее и безопаснее. Но увы – мы к таким вещам относимся слишком трепетно. И совсем не практично.
by Товарищ Маузер в Китае