Найти в Дзене
между прошлым и будущим

Святая принцесса, Вальпургиева ночь, майское дерево и День солидарности трудящихся

Майские праздники уходят корнями вглубь веков и тысячелетий. Когда они появились -- не знает никто. В древнем Риме 1 мая приносили жертвы богине плодородия Майе (месяц май назван в ее честь), а сам праздник плодородия длился с 28 апреля по 3 мая. У кельтов праздновался Бельтайн. У германцев тоже были аналогичные праздники, как и у многих народов Европы. Костры, украшение деревьев или просто ношение по селениям зеленых ветвей, танцы вокруг дерева -- в одним местностях это были хвойные деревья, в других березы или дубы, в общем, в той или иной форме празднование начала лета сохранилось до наших дней.

И все было бы ничего, но с распространением христианства церковь стала смотреть на такие развлечения косо. И, правда, что это получается -- христиане справляют языческие праздники, да еще уверены, будто без всех этих обрядов урожаю не быть. Нет, чтобы как добрые прихожане помолиться -- вместо этого они идут в лес справлять свои игрища. Непорядок!

Выход, как всегда, был найден простой -- заменить один праздник другим. И тут под руку церкви очень удачно подвернулась святая.

Св. Вальбург на фреске XI века
Св. Вальбург на фреске XI века

Святая Вальбурга (или Вальпургия) родилась в англосаксонской Британии в 710 году. Строго говоря, истории не известно, кто были ее родители, разве что есть основания полагать, что она была знатного рода. Впрочем, традиция уверяет, будто Вальбурга была дочерью короля Уэссекса Ричарда. Если это правда, то она росла в условиях почти устрашающей святости. Посудите сами: отец святой -- умер во время паломничества, мать -- блаженная, брат матери, епископ Бонифаций (при рождении Винфрид) -- святой, был убит в 80 лет, два брата тоже святые. Как, по вашему, кем могла стать среди всех этих людей Вальбурга?

Родословное древо святой. Шпалера XVI века
Родословное древо святой. Шпалера XVI века

В 11 лет она попала в монастырь, где провела 26 лет, изучая науки и богословие. Но она не просто так постигала науки. Ее дядя епископ был уверен, что судьба племянников -- нести свет христианства языческим народам континента, и племянница способна справиться с этим ничуть не хуже своих братьев. А то что же получается, всякие фризы, континентальные саксы и прочие германские народы гибнут во тьме язычества -- их надо немедленно спасти.

И Вальбурга отправилась спасать.

Представьте себе -- VIII век, местности, ныне буквально усеянные городами, представляют из себя один сплошной лес. И по этой дикой местности упорно пробираются несколько монахинь, между прочим, привыкшие к благополучной и размеренной жизни в монастыре, чтобы проповедовать язычникам.

Наверное, они поразили язычников в самое сердце полным отсутствием чувства самосохранения, так что их проповедь оказалась довольно успешной. И монастырь Вальбурга основала. В нем она и умерла то ли 779, то ли в 780 году на руках у своего брата-епископа.

Но история на этом не закончилась, потому что через 90 лет Вальбурга была канонизирована. Канонизация очень удачно состоялась 1 мая.

"Привыкли к майским праздникам? -- размышляли иерархи церкви. -- Ну, вот вам -- празднуйте обретение святой! И нечего шастать в лес и плясать вокруг деревьев!"

И из этой затеи ничего не вышло. Да, нет, обретение новой святой любителями майских праздников было встречено с восторгом. И как могло быть иначе? Какой праздник без святой?!

Так что все продолжалось по старому, разве что ночь перед 1 мая получила названия Вальпургиевой, а любители ночных (и дневных) игрищ могли говорить, что всего-то справляют день святой, а вы что подумали?

О традиции ходить в лес на 1 мая писал Чосер. Вокруг майского дерева в детстве плясала Жанна д'Арк. И вот, пожалуйста -- французское изображение начала XVII века с танцами вокруг майского дерева. Да и в наше время во многих странах Европы это происходит каждый год...

-4

В России праздник весны проходил позже -- все же климат у нас несколько холодней, но в XVIII веке майские гулянья были позаимствованы у немцев -- сначала в Москве, потом и в других городах. В XIX веке майские пикники стали обычным делом, так что люди даже подзабыли, что этой традиции чуть больше 100 лет.

И вот тут лидерам рабочего движения пришла в голову светлая мысль -- использовать эти традиционные пикники для развития рабочего движения в России. Так появились "маёвки" (с 1890 года). За несколько веков до этого те, кто праздновали начало лета, уверяли, будто всего лишь празднуют день св. Вальбурги. Теперь рабочие могли выдать свои собрания за обычный майские пикники, а вы что подумали?

Не удивительно, что на первых советских первомайских открытках изображались традиционные майские хороводы вокруг дерева или майского шеста. Но воспоминания о старых традициях нашли отражения не только на самых первых послереволюционных открытках.

Судите сами.

-5

На фотографии выше изображение традиционного майского шеста, оплетенного лентами, и с цветочным венком -- короной -- на вершине. А ниже первомайская открытка 1960-х годов: цифра 1 напоминает шест, даже ленточка есть, а на вершине... Да-да, тот самый цветочный венок-корона.

-6

Или другой пример традиционного майского дерева -- обычное живое дерево, к которому привязаны ленты.

-7

А вот и соответствующая открытка -- живое дерево и к нему привязаны ленты с надписями "мир", "труд", "свобода", "равенство", "братство" и "счастье".

-8

Думаете, это случайное совпадение?

Вряд ли. Просто есть традиции, которые так глубоко сидят в нашем сознании, что люди привычно воспроизводят знакомые символы, даже если они приобретают новое значение.

© Юлия Р. Белова

Путеводитель по каналу. Часть 1

Путеводитель по каналу. Часть 2

Я на Автор.Тудей