Найти в Дзене
Как попасть в книгу

Как Есенин и Мариенгоф захватили дом в Москве

Сегодня я хочу показать вам еще одно здание, с которым связана весьма неожиданная история столетней давности.

В окнах дома № 15 отражается церковь Малое Вознесение.
В окнах дома № 15 отражается церковь Малое Вознесение.

Это дом №15 по Большой Никитской улице. Он находится по соседству с Московской консерваторией им. П.И.Чайковского и ровно напротив церкви Малое Вознесение, которой изначально и принадлежал.

На первый взгляд, дом этот ничем не примечателен, и даже памятная доска не обращает на себя должного внимания. Она сообщает лишь сухой факт, который впечатлит не каждого.

-2

Согласитесь, раз памятник истории - нужна история! И она есть, и начинается с того, что Сергей Есенин открыл эту лавку и работал в ней не один, а со своим другом, поэтом Анатолием Мариенгофом. (Напомню в скобках, что оба они - и Есенин, и Мариенгоф - стояли у истоков имажинизма - поэтического течения начала XX века, которое считало главной задачей творчества создание образа.)

Есенин и Мариенгоф https://www.kino-teatr.ru/kino/screenwriter/sov/239171/bio/
Есенин и Мариенгоф https://www.kino-teatr.ru/kino/screenwriter/sov/239171/bio/

Магазин был задуман как букинистический, но естественным образом поэты начали вскоре продавать здесь и свои книги. Причем нередко сами же стояли за прилавком.

Историю открытия "Лавки имажинистов" Анатолий Мариенгоф рассказывает в своем "Романе без вранья", и мне очень хочется ею поделиться с вами, потому что от нее оживает всё вокруг: и Есенин, и Мариенгоф, и Большая Никитская, и дом с "Лавкой имажинистов".

Разрешение на открытие книжной лавки друзья-поэты получили от Льва Борисовича Каменева. Помещение им надо было найти самим, для чего пришлось немало порыскать по Москве.

"В кармане у нас была вошь на аркане. Для открытия книжной лавки, кроме нее, требовался еще такой пустяк, как деньги и книги.

Помещение на Никитской взяли с бою.

У нас был ордер. У одного старикашки из консерватории (помещение в консерваторском доме) – ключи.

В совдепартаменте нас предупредили:

– Раздобудете ключи – магазин ваш, не раздобудете – судом для вас отбирать не будем. А старикашка, имейте в виду, злостный и с каким-то мандатом от Анатолия Васильевича Луначарского.

Принялись дежурить злосчастного старикашку у дверей магазина. На четвертые сутки, тряся седенькими космами, вставил он ключ в замок.

Тычет меня Есенин в бок:

– Заговаривай со старикашкой.

– Загова-а-а-ривать?.. – И глаза у меня полезли на лоб. – Боюсь вихрастых!.. Да и о чем я с ним буду заговаривать?

– Хоть о грыже у кобеля, растяпа!

Второй толчок был убедительнее первого, и я не замедлил снять шляпу:

– Извините меня, сделайте милость… но, видите ли… обязали бы очень, если бы… о Шуберте или, допустим, о Шопене соблаговолили в двух-трех словах…

– Что-с?

– Извольте понять, еще интересуюсь давно контрапунктом и…

Есенин одобрительно кивал головой.

– И… бе-молями.

Бухнул.

Ключ в замке торчал только то короткое мгновение, в которое космочки сочувственно протянули мне свою руку.

– Готово! – буркнул Есенин.

Злостный старикашка пронзительно завизжал и ухватил его за полу шубы, в кармане которой уже покоился ключ.

Есенин сурово отвел его руку и, вытащив из бумажника ордер, ткнул ему в нос фиолетовую печать".

Вот такая история связана с этим маленьким домом на Большой Никитской. Мне кажется, что Есенин и Мариенгоф в этой ситуации чем-то напоминают Остапа Бендера и Кису Воробьянинова:)

Хочу напомнить, что увидеть дом "Лавки имажинистов" можно во время прогулки по книге Станислава Востокова "Высшим силам требуется помощь", он лишь на самую малость в стороне от основного маршрута.

Этот пост - часть проекта "Как попасть в книгу".

Читайте и гуляйте по Москве!