Ну что же, дорогие друзья, «брачный контракт» между женихом и отцом невесты подписан, свидетели его зафиксировали, жених внес «предоплату». Что же дальше? А дальше, если не возникло разногласий между сторонами, естественно, будет свадьба. Но, здесь у граждан Вавилонского царства, тоже много всяких интересностей.
Как уже упоминалось в предыдущей статье, жених доплачивал «оговоренную сумму выкупа» невесты. А невеста получала от отца и приносила в дом мужа свое приданое. Это самое приданое, хотя и могло быть использовано мужем, никоим образом не становилось общей семейной собственностью, а являлось собственностью исключительно невесты. Причем, «стоимость» приданого была намного выше «выкупной цены» невесты, уплаченной женихом по брачному договору. В случае «вавилонского» брака «выкупная цена» невесты была своеобразным «страховым полисом» для невесты и ее семьи на случай, если жених вдруг передумает жениться, так как уплаченная сумма назад не возвращалась, за исключением некоторых случаев, о которых будет упомянуто далее. И вот здесь кроется та самая «интересность».
Дело в том, что, по сути своей, сумма «выкупа» за невесту не была фактически «ценой» невесты. В «Законах Хаммурапи» есть параграф сто тридцать восемь, в котором говорится о том, что, если жена оказалась неспособной к деторождению, муж мог с ней развестись, но при разводе он должен был вернуть ей ее приданое и выплатить еще раз «выкупную цену» брачного договора (чтобы женщина не бедствовала, ибо замуж в таком положении попасть было уже довольно сложно). А если же муж решил уйти от жены, родившей ему детей, то сумма «компенсации» существенно увеличивалась, так как женщина воспитывала детей этого мужчины, но, «компенсацию» эту женщина получала уже после достижения детьми совершеннолетия, а до этого момента полученные средства шли исключительно на содержание детей. Если же жена умирала в семье мужа, не родив ему детей, то, в этом случае, отец умершей возвращал вдовцу всю сумму, что тот уплатил по брачному договору.
Не случайно в тексте слова, связанные с детьми, подчеркнуты. Дело в том, что именно дети являлись основой заключения брака, а мужчина платил семье своей невесты вовсе не за невесту, а за возможность иметь от нее детей. То есть, фактически, брачный контракт не был «договором купли-продажи невесты», он был договором «найма» женщины для выполнения ею основной «услуги» для мужчины – рождения детей. Хотя, услуга же тоже товар…. Но не в этом суть.
На этом позвольте закончить, дорогие друзья. В следующей статье рассмотрим вопросы супружеской неверности в Древнем Вавилоне и ответственности «неверных жен и мужей» по «Законам Хаммурапи»
А сейчас, поставьте «палец вверх», если статья вам понравилась.
Оставляйте ваши комментарии, делитесь статьей с друзьями и,
подписывайтесь на канал «Школа-Дома»!
Благодарю вас за внимание! До новых встреч!