Найти тему
Цитрон Цюрупинский

Живопись и вино. Тождественность сахара и цвета

Жизнь в цвете. Жизнь в сахаре. Некоторое время назад я изучал современное искусство, потом заинтересовался виноделием и заметил очень схожие признаки.

Темы искусства и виноделия во многом переплетаются. Насколько, что иногда рассматриваются как тождественные.

Это пост рассуждение, в нем нет догм, только общие сопоставления.

Что дает искусство - мироощущение, эмоции, чувства. Только то искусство, что ново. Как ни рисуй лошадь детально, без идеи она не нова.

Юэ Миньцзюнь "Казнь". Современное искусство, продана за на лондонских торгах Sotheby's за 5,9 миллиона долларов.
Юэ Миньцзюнь "Казнь". Современное искусство, продана за на лондонских торгах Sotheby's за 5,9 миллиона долларов.

Что дает вино. Эмоции, чувства, воссоздание ощущений. Воспоминания. Какие-то вкусы из молодости, даже детства. Оно тоже крайне эмоционально.

Искусство берет веху за вехой, и одновременно, их обесценивает. Подобно царю Мидасу, дотянувшись до идеи, превращает ее в золото. Умертвив ее, идет искать новую.

Вино, начавшись в глиняных пазах где-то в горах Азии, течет век от века, стремясь к чистоте вкуса, технологической победе чистоты, концентрируясь именно на возможностях жизни и развития.

Уильям Тернер. Снежный шторм. Галерея Tate 1842 год.
Уильям Тернер. Снежный шторм. Галерея Tate 1842 год.

На протяжении многих веков живопись тянулась к натуральности, пыталась как можно достовернее изобразить Мир. И дотянулась. На стыке 18 и 19 веков картины стали столь реалистичны, что вызывали самые бурные эмоции. Но вдруг Даггер (или не он, не важно) изобрел фиксацию изображения камеры обскура. А еще кто-то краски в тюбиках и освещение.

И появилась мысль: жизнь - в цвете! Больше цвета, больше ярких красок: Мане, Матисс, Дега, пуантилизм и прерафаэлиты, вот это вот все с коробочек от конфет. И больше деталей. И больше цвета! Ну тут произошел стоп.

Выяснилось, что это два края доски, перекинутой через одно бревно. Больше цвета - меньше деталей. И наоборот. Ничего не напоминает?

Предположительно автопортет Матисса. http://hebmatisse.blogspot.com/
Предположительно автопортет Матисса. http://hebmatisse.blogspot.com/

Человечеству в самом начале жилось буквально несладко. Апологеты зеленой революции рекомендуют переключится особенно докучливым "натуралистам" на дикие яблочки, дикие груши и все остальное дикое, чтобы осознать, что только ненатуральная селекция и модификация видов дала нам то, что мы всегда хотели, как коты валерьяну - сладость.

Мы ей не так долго наслаждаемся, если подумать. Все-то 3-4 поколения могут позволить себе сахар ежедневно. До конца 19 века сахар, как продукт, бы предметом роскоши. Как и свет зимой.

Сладкий токай, по ссылке от ChinaHao.com
Сладкий токай, по ссылке от ChinaHao.com

Стоит ли удивляться популярности сладких токаев в досахарные времена? Сахарную палату, конечно, открыл еще царь Петр. Но насколько доступна была сладость?

Агротехническая революция принесла сахар в каждый дом. И свет, и цвет пришли в каждое жилище.

Сейчас сахара в вине может быть сколько угодно. Что может быть проще, чем шаптализация. Но в этом, мне видится некий тупик.

Наевшись цветом без деталей, живопись потопталась неловко, да и издала "Точку и линию на плоскости". Кому интересна натуралистичность? Мещанам, падким на дорогие обои? И понесся стремительно постмодернизм, местами обивая пропагандой углы.

Фреэнсис Бэкон. Голова Папы Иннокентия (?)(1949)
Фреэнсис Бэкон. Голова Папы Иннокентия (?)(1949)

А что вино? Либо глубокие многослойные детали, либо тягучая сладость. Вкусы варьируются, кто-то объявляет эру автохтонов, кто-то говорит о биодинамике.

Говорить можно только о себе. Но мне не нужен сахар. В моем случае, винный импрессионизм полусладких не нужен. Натуралистичные вина приятны, интересны, вкусны. Но не новы.

Мое скромное мнение, виноделие сейчас где-то в начале двадцатого века живописи. Где-то сидит винный Пикассо и начинает что-то понимать, закупоривая своих "Авиньонских дев", что жизнь не в цвете и не в сахаре.

Пабло Пикассо. "Авиньонские девы"
Пабло Пикассо. "Авиньонские девы"

Кубизм, абстракционизм и попарт. Вот три ступени, которые вызывают виноделие от живописи. Звучит, коряво, но тот, кто предложит эти направления в вине, сможет сформировать новый винное искусство. Надеюсь, я пойму, когда осознаю, что кто-то это сделал.

Василий Кандинский: Музыка уже в течение нескольких столетий... является тем искусством... для выражения душевной жизни музыканта и для создания своеобразной жизни музыкальных тонов.

Пора и вину вслед за музыкой и живописью выразить душевную жизнь винодела.

Подписывайтесь на канал!

Чрезмерное потребление чего-угодно может привести к разным последствиям, и вино – не исключение.