Найти тему

Листая учебник по литературе за 8 класс: стихотворение А.А.Блока "РОССИЯ"

В учебнике моего сына за 8 класс приводится стихотворение А.Блока "Россия". Он безусловно умел писать и был талантищем! Но хотелось бы понять, какими мотивами руководствовались авторы учебника, включая это произведение? Что восьмиклассник должен вынести из текста? К чему приобщиться?

«Россия» Александр Блок
Опять, как в годы золотые,
Три стертых треплются шлеи,
И вязнут спицы росписные
В расхлябанные колеи…
Россия, нищая Россия,
Мне избы серые твои,
Твои мне песни ветровые,-
Как слезы первые любви!
Тебя жалеть я не умею
И крест свой бережно несу…
Какому хочешь чародею
Отдай разбойную красу!
Пускай заманит и обманет,-
Не пропадешь, не сгинешь ты,
И лишь забота затуманит
Твои прекрасные черты…
Ну что ж? Одно заботой боле —
Одной слезой река шумней
А ты все та же — лес, да поле,
Да плат узорный до бровей…
И невозможное возможно,
Дорога долгая легка,
Когда блеснет в дали дорожной
Мгновенный взор из-под платка,
Когда звенит тоской острожной
Глухая песня ямщика!..

Можно увидеть в этих строках и некоторое предсказание грядущих перемен, затем и сталинизма с ужасом ГУЛАГа... Поэт, писатель в нашей истории часто и визионер, чувствующий (даже и не осознавая сам) и ритм жизни, и устремлённость эпохи. А особенно талантливый.

Какому хочешь чародею
Отдай разбойную красу!

Какая мощь и прозрение в этих строках! Сколько таких чародеев уже с тех пор пронесла река времени? Из нашей исторической перспективы не увидеть совсем никого сложно.

Оказалось, что сын неправильно понял слово "острожной", хотя учили стихотворение наизусть.

Когда звенит тоской острожной
Глухая песня ямщика!..

Он посчитал, что это какой-то старинный вариант слова "осторожной"... Пришлось объяснить, что такое острог и самому задуматься о тексте. Оказывается, само слово уже почти и ушло из языка.

А как далеко уже от родителей школьников слово "шлея"? Кто с лошадьми не работал - вряд ли знает.

Задумался я. И как мне не понравился выбор авторов учебника для 14...15 летних!

Во-первых, не поймут и побегут дальше по программе. А тут бы остановиться... Подумать и прочувствовать... Выстроить исторические контексты и дальнейшие события XX-века.

А во-вторых, совсем не вовремя, большинству из них на пользу и интересней совсем иные тексты. И получается, как будто видели, слышали, знаем - зачем открывать, читать снова? А в действительности - лишь иллюзия пройденного.

Автор - Илья Лямшин