" По просьбе Кейт полицейский съездил к ней домой и привез богато иллюстрированный альбом Эда Кинхольца. Листать страницы долго не пришлось. Вот она, эта композиция.
День рождения. 1964. Живая картина. 84 х 120 х 60 дюймов".
Джонатан Сантлоуфер "Живописец смерти"
Творчество Эдварда Кинхольца неоднозначно. Смотреть на его работы порой жутко. Они гадкие и удручающие. Но они правдивы. Эдвард Кинхольц - один из немногих художников, который не боялся говорить о проблемах современности открыто и правдиво.
Эдвард Кинхольц родился в 1927 году на маленькой сельскохозяйственной ферме в штате Вашингтон, США. Он изучал искусство в педагогическом колледже Восточного Вашингтона, но так и не закончил образование. Его больше интересовала практическая работа, чем изучение теории. Все, чего он достиг, он достиг сам. Эдвард Кинхольц был самоучкой, и никогда не стеснялся этого.
В наследии Эдварда Кинхольца не осталось живописных работ. Его интересовало другое - объемные (трехмерные) ассамбляжи. Другими словами - коллажи, но собранные из объёмных деталей или целых предметов, размещенных не на плоскости, а в пространстве. В своих работах он часто использовал предметы, выброшенные на свалки, найденные на улице. Эпиграфом к его творчеству так и хочется взять слова Анны Ахматовой, сказанные совсем в другом месте и по другому случаю, но так соответствующие творчеству Кинхольца: "Когда б вы знали, из какого сора..."
Ярким примером творчества Эдварда Кинхольца является работа "День рождения", с упоминания которой и начался мой рассказ о художнике. здесь он тоже использовал разные материалы: окрашенную древесину, стекловолокно, металл, стекло, ювелирные изделия, ленты, кости, мягкие куклы и т.д.
Работа создана Эдвардом Кинхольцем в 1964 году, в период расцвета его творчества. В этой работе Кинхольц пытается проиллюстрировать точный момент, в который начинается жизнь.
Ассамбляж представляет собой некую комнату с шахматным полом. На нем стоит гинекологический стол с лежащей на нем женщиной. Рядом с ним вешалка с пальто, стул, раскрытый чемодан, с другой стороны - низенькая скамейка с туфлями. На стене картины.
Предметы созданной художником сцены узнаваемы и вполне реалистичны. Кроме, конечно, фигуры женщины. И её уникальность в том, что в отличие от остальных предметов, она живая. А значит, может чувствовать.
Кинхольц нашел интересное решение, как неживыми предметами (а то, что это всего лишь манекен, понятно) изобразить живое. Невыносимую боль при родах он изображает вырывающимися из живота стрелами. Крик, всегда сопровождающий роды, представлен стеклянным шаром на рту женщины.
Символично и название работы. День рождения. Это одновременно и праздник, одновременно и боль. И радость рождения новой жизни не дает права забывать, что в жизни будет не только она, но и горе.
А еще стоит обратить внимание на портреты на стенах. Они безлики. И рожающая женщина в комнате одна. Она пришла сюда, повесила пальто на вешалку, готовая в любой момент одеть его и уйти. Тема одиночества - одна из любимых тем Эдварда Кинхольца.
Сам Эдвард Кинхольц никогда не объяснял своих работ. Все, что можно придумать о них, должен узнать зритель. А у каждого зрителя своё мировосприятие, а значит, и понимание работы будет свое.
Эдвард Кинхольц всего лишь предлагает игру.