Найти тему
Мария Кельберг

Если бы Пушкин остался в живых

Его небольшой белый бюст в нашем доме я помню столько, сколько помню себя. Этим тонким, прекрасным профилем я с детства любовалась и подолгу смотрела на это одухотворенное лицо, кудри и не могла простить себе, что поздно родилась.

Меня всегда жгло вопросом— чего мир лишился с уходом Пушкина? Что не успел написать гений русской литературы?  Почему судьба была так немилостива к нему и ко всем нам? 

Убеждалась много раз — ответы порою приходят неожиданно. 

Как-то в Московском Доме книги, что на Новом Арбате, я искала работу Владимира С. Соловьева (1853-1900) — «Оправдание добра». Юноша-продавец с готовностью помочь исчез за высокими стеллажами. Через минут 5-7 вернулся, но в руке его была книга с другими работами В.С. Соловьева, которую он сунул мне в руки, и со словами «я сейчас вернусь» снова исчез. Я открыла книгу где-то посередине и глаза выхватили строчки: «…роковая смерть Пушкина в расцвете его творческих лет казалась мне вопиющей неправдой, нестерпимой обидой и что действовавший здесь рок не вязался с представлением о доброй силе». Я посмотрела на название главы — «Судьба Пушкина».

-2

Философское трактование ухода гения из жизни, его собственное осмысление необратимости событий и, главное, личной ответственности поэта-пророка, меня не просто поразило. Я почувствовала освобождение. И утешение.

В. Соловьев, великий мистик, писатель и философ, в  этой исключительно познавательной философской работе раскрывает для нас само понятие — «судьба».  Помните? — «Отдаюсь на волю судьбы», — распространенное выражение. А как это? Ко мне пришел образ лодки на озере, а я — в ней. Но весел нет. Куда течение и ветер направят лодку, туда я и поплыву. Это — судьба. Но, представим, что у лодки есть весла. И вот тогда, от моего умения, силы и устремления зависит, куда я доплыву.  Это уже другое —судьба плюс я.

-3

« ...так как мы обладаем задерживающими деятелями, разумом и волей, то определяющая наше существование сила, которую мы называем судьбою.., может действовать в нашей жизни только через нас, только под условием того или иного отношения к ней со стороны нашего сознания и воли». То есть, власть судьбы все-таки обусловлена личным участием в ней нас самих.

В своей работе Соловьев убедительно раскрывает понятие «гения». Какими качествами должен обладать тот, кто по природе своей выше обыкновенных людей? Обязывает ли высший дар гения к сохранению  сверхчеловеческого достоинства? Почему Пушкин, осознавая свое «служение, которое не терпит суеты, и служение тому прекрасному, которое должно быть величавым» не смог абстрагироваться от толпы, от «высшего света», житейских и слишком ранящих его самолюбие судьбоносных событий?

-4

Хотя он все правильно знал и понимал изначально: 

"Хвалу и клевету приемли равнодушно 

И не оспоривай глупца"

Читая работу В. Соловьева, у меня из памяти всплыли замечательные строки Андре Моруа: «Самолюбие — это загадочный зверь, который спит под градом самых тяжких ударов, но просыпается раненый насмерть пустяковой царапиной».

Имеем ли мы правило судить Пушкина за то, что грубый житейский мир с его несправедливостью, клеветой, сплетнями и искусами спровоцировал его, Создателем посланного? Что он не сумел удержать свой гений до конца так высоко, как было даровано и заповедано? Конечно, нет.

Но мне спокойнее осознавать теперь, что ушел он по своей воле, а не по воле тщедушного и мелкого противника, неподвластных черных сил или злого рока. Я выбросила из души чувство унижения за великого поэта. Он принял решение сам, он опустил весла, хотя знал и чтил свой гений. Но сделал свой собственный выбор.

-5

«Мы знаем, что дуэль Пушкина была не внешнею случайностью, от него не зависящею, а прямым следствием той внутренней бури, которая охватила и которой он отдался сознательно… Он сознательно принял свою личную страсть за основание своих действий, сознательно решил довести свою вражду до конца, до дна исчерпать свой гнев».

-6

Подарил ли бы нам Пушкин новые сокровища мысли и творчества, если бы исход дуэли сложился по-другому?

Справился  бы он с глубокой раной нравственной катастрофы, настигшей его после «покушения» на жизнь или смерти другого человека? Какое чувство пришло бы к нему на смену сжигающему его поэтическую душу гневу после смерти противника? Смог бы он после всего этого и дальше обогащать нашу словесность и создавать бессмертных героев в своих произведениях?

-7

«Поэзия сама по себе не есть ни добро, ни зло: она есть цветение и сияние духовных сил — добрых или злых. У ада есть свой мимолетный цвет и свое обманчивое сияние. Поэзия Пушкина не была и не могла быть таким цветом и сиянием ада, а сохранить и возвести на новую высоту добрый смысл своей поэзии он уже не смог бы, так как ему пришлось бы всю душу свою положить на внутреннее нравственное примирение с потерянным в кровавом деле добром». 

Для восстановления духовного равновесия Пушкину понадобилась бы все его оставшиеся годы. Он, да простят меня все, кто не разделяет такую точку зрения, вряд ли смог бы одновременно с этим посвящать себя литературному творчеству.

Тайны состояния души остаются тайнами. Но мы знаем наверняка, что умирая Пушкин был примерен с самим собой, простил врагов и просил никому не мстить. Слава Богу, что ушел он без вины на душе за чью-то смерть. А его духовное обновление случилось в три мучительных дня после дуэли.

Надя Рушева
Надя Рушева

Вот, как описывал первые минуты после смерти, его друг Жуковский:

«Когда все ушли, я сел перед ним и долго смотрел ему в лицо. Никогда на этом лице я не видел ничего подобного тому, что был на нем в эту первую минуту смерти… Что выражалось на его лице, я сказать словами не умею. Оно было для меня так ново и в то же время так знакомо. Это не было ни сон, ни покой; не было выражение ума, столь прежде свойственное этому лицу; не было также и выражение поэтическое. Нет! какая-то важная, удивительная мысль на нем разливалась, что-то похожее на видение, на какое-то полное, глубоко удовлетворяющее знание…"

В этом году исполнилось 182 года дня, как мир лишился Пушкина.
Но его строки, а они у каждого из нас свои, звучат в сердце и нашей душе. И передаются, бессмертные, из поколение в поколение. 

Так было и так будет. 

Я очень рекомендую всем, кто интересуется, книгу В.С. Соловьева "Красота как преображающая сила". Это сборник, куда вошли также работы писателя о жизненной драме Платоне, три речи в память о Достоевском, о Лермонтове и Тютчеве, русских символистах, в целом о красоте в природе и цикл "Смысл любви".