Найти в Дзене

"Путешествие в Реймс" - необычная опера в Большом театре.

Оглавление

А вы знаете, что в Большой все еще можно попасть почти бесплатно? Мне вот удалось! На официальном сайте купила билет в день спектакля на "Путешествие в Реймс" за… 100 рублей.

Билет в Большой театр за 100 рублей.
Билет в Большой театр за 100 рублей.

Признаться, я про такую оперу ранее слышать не слыхивала, а из Россини знаю только “Севильского цирюльника”. Но, во-первых, я не бог весть какой знаток оперы, не из тех, кто ходит только на Нетребко или Кауфмана. Я просто люблю оперу. Я не слежу за трендами, хотя порассуждать на тему оригинальности постановки, скупости декораций или актуальности трактовки я - легко. Ну вы понимаете…

А во-вторых, “Путешествие в Реймс” – это такая недоопера. Или переопера, я не знаю, опера-буфф. У нее и история непростая, и сюжет как бы даже отсутствует в привычном виде.

Если кратко, то Россини написал оперу “Путешествие в Реймс или отель “Золотая Лилия” по случаю вступления Карла X на престол в 1825 году. Торжества прошли, опера была представлена в Париже, публике не зашла - и вроде как, стала ненужной. Россини лучшие моменты из нее взял и использовал для другой оперы “Граф Ори” (ну не знаю, я и про эту оперу ни разу не слышала). Шли годы, однажды начальная партитура “Путешествия…” нашлась, кто-то в ней что-то рассмотрел, и с тех пор ее стали ставить.
Коронация Карла Великого
Коронация Карла Великого

Сюжет “Путешествия в Реймс

А сюжета, как такового, нет. Когда-то я уже видела такую оперу без сюжета. Называлась она “Каприччио” сочинения Иоганна Штрауса. Там все действо происходило в гостинной, где поэт и композитор на протяжении пары часов спорили, что важнее в опере: музыка или слова. Больше я никогда так сладко не спала в театре…

Но на “Путешествии в Реймс” уснуть не удасться. Здесь тоже нет развития и кульминации в привычном смысле, страсти не кипят, интрига не раскручивается, а все любовные страдания вовсе и не страдания, а кокетливый флирт. Но тут много забавных героев. Правда, непонятно, за чьей судьбой нужно следить особенно пристально. Арии словно и не связаны между собой, и даже не сразу ясно, кто тут главный :)

Но в этом-то и весь кайф. Именно такой бессюжетный сюжет и позволил поставить эту оперу в “неожиданной трактовке”. Это не опера, это перформанс, даже с элементами инсталляции, если хотите.

 В первом акте на сцене творятся странные вещи.
В первом акте на сцене творятся странные вещи.

Это современно, драйвово и захватывающе. Бабульки рядом со мной в антракте обсуждали увиденное словами “дурдом, уродство”. Если вам нравится сюр, постмодерн, цирк и абсурд, если любите аллюзии и заигрывания, если вы понимаете, как искусство превращается в мем, то идите. Будет странно, стремно, и весело.

Я сознательно не пишу, что именно там происходит на сцене, потому что не хочется спойлеров. Если хотите подробностей, то читайте либретто

Музыка в опере “Путешествие в Реймс”

“Путешествие в Реймс” ва вида оперы. Первый – это типа “Мадам Баттерфляй”, где страдающая героиня буквально изъедает душу, рвет сердце в клочья и доводит зрителя до эмоционального потрясения, после которого, в лучших традициях древнегреческих трагедий, наступает просветление, очищение и катарсис. Я всегда реву на таких операх.

Второй вид оперы – это типа “Фигаро здесь – Фигаро там”. Это такая комедия-фарс, где в арию главного героя ритмично и контрастно вклиниваются реплики других героев, и в итоге на сцене все что-то поют, но каждый свое, иногда сливаясь в одной ноте, и потом снова расходясь в полифонию.

“Путешествие в Реймс”относится ко второму типу. И надо признаться, является чудеснейшим образчиком. Действующих героев в опере – считать-не-пересчитать, в конце они даже выходят с табличками, на которых написаны их имена. Массовых сцен тоже достаточно, ну и плюс, у каждой пары еще свой “номер”. То есть опера складывается из отдельных арий, дуэтов и хоров, которые объединены некоторой сюжетной линией, но очень ненавязчиво.

Постановка и исполнение оперы в Большом

Почти все мне понравилось. Говорят, что постановка не оригинальная, и что это “франшиза”. Вроде как уже в ставилась опера в этой редакции в Италии, и во Франции, и вот теперь пришла и очередь Большого. Современно, остро, живо, ярко. На грани. Чтобы понять, нужно обязательно смотреть до конца (в вечер, когда я смотрела, примерно треть зрителей ушла после первой части – очевидно, их ожидания не соответствовали картинке, потому что сложно, нестандартно и, как я уже говорила, “на грани”).

Оркестру браво, исполнителям – мое почтение! На сцене красивые люди, молодые, стильные, не толстые (кое-кто ходил и с голым торсом, и с голыми ногами), голоса чистые, проникновенные, произношение приятное. Однозначно, сходила бы еще раз, даже тысячи за 2. А то я не всех рассмотрела :)

 Ольга Селиверстова (сопрано) в роли Коринны
Ольга Селиверстова (сопрано) в роли Коринны