Раньше я уже писал, чем закончился "Дранг нах Остен - Восточный поход" католичества на северо-восток Европы. Описанные в начале той статьи события происходили неподалёку от Кентшина, который в те времена именовался Растенбург и был одной из важных баз Тевтонского ордена в Прибалтике.
Тогда по своему значению и богатству город уступал только столицам - Кенигсбергу (Калининграду) и Мемелю (Клайпеде). Эти места надолго стали пограничной областью между славянским и германским ареалами.
Чуть восточнее Кентшина раскинулись Мазурские озёра, где в 1914 и 1915 гг. проходили ожесточённые сражения между российскими и германскими войсками. Оба раза исход битв был достаточно типичен - русские отступали, но не позволяли немцам осуществить их стратегические планы.
Во Вторую мировую войну рядом с Кентшином располагалось знаменитое "Вольфсшанце - Волчье логово" - командный комплекс Верховного командования и ставка главнокомандующего Адольфа Гитлера на Восточном фронте. К логову мы ещё вернемся.
Но сначала в XIV в. Тевтонский орден в этих местах медленно оттеснял на восток войска Великого княжества Литовского. Это государство было значительно больше нынешней Литвы. Оно называлось "Великое князство Литовское, Руское, Жомойтское и иных [земель]", и неоднократно Великие князья Литовские были и королями Польши. Так что это был достойный противник Ордена.
В 1329 г. над рекой Губер Орден построил деревянное укрепление, но литвины его дважды сжигали. Поэтому в 1360-70 гг. здесь возвели каменный замок.
Замок был частью длинной цепи укреплений на границе между Орденом и Литвой, потерявшей своё значение после захвата Орденом Восточной Пруссии. Он сгорел во время наступления Красной Армии в 1945 г. (тогда это была не польская, а немецкая территория, и около 40% Растенбурга было разрушено), но тщательно восстановлен. Теперь здесь размещается исторический музей и библиотека.
Остатки городских укреплений частично сохранились до нашего времени.
Естественно, вместе с замком воздвигли и каменную церковь. Как Тевтонский орден был специфической церковной организацией, так и поставленная им церковь выглядела необычно.
С двумя башнями (та, что повыше - 48 м) и стенами полутораметровой толщины (под башнями - 2 м) церковь одновременно служила укреплением, защищавшим противоположную от замка границу города. Она составляла часть тогдашних городских стен. Для таких церквей архитекторы ввели специальный термин - Веркирхе (Wehrkirche - вооружённая церковь). Высокая башня первоначально была увенчана шпилем, но в 1638 г. прямо во время службы в шпиль ударила молния. Он загорелся и обвалился. Все поняли, что это знак свыше и восстанавливать шпиль не стали.
Несмотря на то, что ещё в 1524 г. церковь стала протестантской (см. окончание истории Тевтонского Ордена), она сохранила большую часть своего внутреннего декора, и в ней можно увидеть росписи и статуи XVI в.
По старым документам (вроде бы подтверждаемым находками при строительных работах) между замком и церковью существовал подземный ход. Ещё до Второй мировой войны польское министерство финансов углубило один из подвалов замка и устроило там хранилище, что только усилило слухи о подземельях.
Кстати, сейчас этот подвал занимает Рыцарское братство - городское общество реконструкторов.
При восстановлении замка в 1960-е годы часть подвалов засыпали, но слухи остались.
Это не единственные подземелья в Кентшине. Во время оккупации немецкая организация "Тодт" (аналог советского Главспецстроя) вела шахтным методом какие-то работы под городским кладбищем. Но то, что не засыпали немцы, потом замуровали городские власти, чтобы никого не придавило.
На площади Солидарности на память о войне оставили два немецких бетонных дота, возведённых одновременно с тоннелями под кладбищем.
Церковь св. Георгия всегда считалась "немецкой", и после Реформации службы в ней шли на немецком языке. Поэтому, как только в Кентшине образовалось заметное польское население, в конце XVI в. рядом с этой церковью поставили евангелическую "польскую" церковь, где службы велись на польском.
По понятным причинам сильно размахиваться поляки не могли, да и готика к тому времени выдохлась, так что здание получилось скромным. Его интерьеры также полностью соответствуют рекомендациям Лютера - нечего красивостями отвлекать верующих от молитвы.
После 1945 г. немцев в Кентшине не осталось, и конфликт между церквями исчез сам собой.
Несмотря на то, что с 1524 г. город оказался на территории первого в мире протестантского государства, католиков в нём оставалось много. Они продолжали свои службы в церкви св. Екатерины, построенной около 1330 г. в тогдашнем предместье Кентшина. Однако старое здание ветшало, в Семилетнюю войну его использовали для постоя русские солдаты, в 1762 г. оно сильно пострадало при пожаре. После пожара там разместили госпиталь, потом соляной склад, и в конце концов в 1821 г. церковь разобрали. В конце XIX в. католическая епархия выкупила у города этот участок на нынешней улице генерала Сикорского и выстроила там новую церковь в неоготическом стиле.
Возможно, это не лучший образец неоготической архитектуры, но здание, безусловно, живописное.
Вообще я не отношусь к неоготике снисходительно. Да, безусловно, новоделы, но новоделы, построенные на основе рационального анализа интуитивного творчества готических мастеров, и поэтому более полно выражающие суть этого стиля. А через 200-300 лет разница во времени между образцами и подражаниями будет незаметна.
Примерно тогда же, в конце XIX в. в городе выстроили новую ратушу(пл. Пилсудского).
Стиль тот же, что у церкви св. Екатерины, но то, что хорошо для церкви, хуже (на мой взгляд) смотрится в светском здании.
Интернациональная в своей истории Мазурия отличается от почти поголовно католической Польши религиозным разнообразием.
В Кентшине всегда было много масонов, и в 1860 г. мастер Ложи Трёх Врат Храма поставил здание для собраний братьев (ул. Мицкевича, 1).
Такой стиль у нас принято называть "буржуазным эклектизмом", но здание очень приятное с виду, если не вникать в архитектурные тонкости. Сейчас в нём размещается Общество польско-германских культурных связей имени местного уроженца немецкого поэта и драматурга Арно Хольца. Отрадно, что даже при нынешнем росте польского национализма есть люди, старающиеся устранить последствия многовековых польско-немецких раздоров.
После окончания наполеоновских войн в Кетшине стала быстро расти еврейская диаспора. В 1853 г. община поставила синагогу на ул. Зъяздовой, 9.
Маленькое здание скоро стало тесно для всех, поэтому построили новую синагогу побольше, а старую продали баптистской общине (не пропадать же добру). Баптисты быстро уступили здание христианам-евангелистам, и теперь в этом памятнике архитектуры классицизма действует христианская церковь.
После войны в 1949 г., когда в СССР уже отменили все принятые во время войны религиозные послабления, в Кентшине открыли даже православную церковь.
Под эту церковь было отдано здание евангелической капеллы, построенное в 1930-е годы. Польская Википедия считает, что это упрощённый неоготический стиль. По мне - так упрощённый дальше аж некуда. Но сам факт говорит, что в небольшом городке даже при коммунистах с уважением относились ко всем религиям.
Впрочем, это церковь униатская, а недавно Украинский патриархат поставил новую православную церковь около замка на Дворцовой улице (не ищите там дворец, в переводе это "Вокзальная").
Как я уже писал, Кентшин (тогда - Растенбург) сильно пострадал во время Второй мировой войны. Может быть, поляки восстановили город не так тщательно, как немцы, но старый прусский дух сохранился во многих местах, и стоит прогуляться по центральным улицам.
Много интересных мест расположено в окрестностях города. В первую очередь это место, которое посещают все, приезжающие в Кентшин - знаменитое "Волчье логово" - Вольфсшанце, штаб-квартира Гитлера и командный центр управления Восточным фронтом во время Великой Отечественной войны. Я уже упоминал о ней в начале рассказа.
"Волчье логово" находится в 8 км от Кентшина на восток около деревни Герлож. Огромный (6,5 кв. км) комплекс был выстроен в глухом лесу так скрытно, что ни Советское командование, ни союзники не подозревали о его существовании, пока советские войска буквально не наткнулись на него в начале 1945 г. А ведь Гитлер провёл здесь почти половину всей войны. Разрушить весь комплекс при отступлении немцы не успели, но за прошедшие годы большая часть сооружений стала слишком опасна для посещения.
Можно приехать и побродить по комплексу, хотя, наверное, лучше нанять знающего гида.
Если вам хочется посетить менее мрачные места, в 17 км в противоположном направлении от Кентшина находится городок Решель, основанный ещё раньше, чем Кентшин. Здесь в бывшем замке Тевтонского ордена открыт музей Варминско-Мазурского воеводства, рассказывающий об истории и природе этого живописного края.
А в 6 км на юго-восток от Решеля у озера Дейново в селе Святая Липка стоит красивая барочная церковь св. Марии конца XVI в.
По преданию, здесь стояла огромная липа, а под ней - чудотворная статуя Богоматери. По некоторым данным, ещё раньше на этом месте было святилище древних прусов - первоначальных обитателей этих мест. Церковь является местом паломничества и богато украшена внутри.
А если вас больше интересует природа, вам прямой путь на Мазурские озёра к востоку от Кентшина - уникальный природный объект с экскурсиями на пароходиках и обильной рыбалкой.
Спасибо, что дочитали до конца.
Если вам понравилось, ставьте лайки и подписывайтесь на дзен-канал "Проходя Европой". Там уже описано много интересных городов и постоянно прибавляются новые. Если найдёте какие-то ошибки в описаниях, буду очень благодарен за комментарии.
Автор сохраняет за собой права на данный текст и изображения в нём, для которых не указан источник, и разрешает использовать этот контент на условиях GPL v. 3.0.