Найти тему

"Страдания князя Штерненгоха"

Ладислав Клима, о котором я писала чуть выше, — важная фигура в истории чешской литературы. При жизни он славы не снискал, но стал кумиром чешского андерграунда в 1960-80-х. В годы так называемой нормализации бунтарские идеи философа-поэта находили отклик в сердцах чешских интеллектуалов, те видели в них «совершенную свободу, которую возможно осуществить, не обращая внимания на условности жизни и так называемый здравый смысл» (Виктор Шлайхрт). В частности, Богумил Грабал считал Ладислава Климу своим литературным и духовным учителем.

Ладислав Клима. Источник: Wikimedia Commons
Ладислав Клима. Источник: Wikimedia Commons

Главное произведение Климы — гротеск-романетто «Страдания князя Штерненгоха» (Utrpení knížete Sternenhocha) — было впервые издано в 1928 году в книжной серии «Плеяда». После выхода в свет этого томика члены профсоюза чешских учительниц отказались от подписки на всю серию, потому что «не покупают порнографию ради красивой обложки». По-русски «Страдания князя Штерненгоха» вышли в 2007 году все в том же издательстве Kolonna Publications в переводе все той же Натальи Лаштовичковой.

Клима, Ладислав. Страдания князя Штерненгоха / Пер. с чешского Натальи Лаштовичковой. Тверь: Kolonna Publications, 2007.
Клима, Ладислав. Страдания князя Штерненгоха / Пер. с чешского Натальи Лаштовичковой. Тверь: Kolonna Publications, 2007.

Название романа отсылает к гетевским «Страданиям юного Вертера», и, действительно, это трагическая история любви, правда, уже далеко не молодого плешивого дворянина.

Я без сомнения мог обладать даже принцессой королевского рода, прелестной, наделенной всеми достоинствами; ведь даже не принимая в расчет мой род и богатство, я смело могу назвать себя красавцем, несмотря на некоторые недостатки, коими являются мой рост в 150 см, вес 45 кг, и то, что я почти беззуб, безволос и безус, немного косоглаз и изрядно косолап; но ведь и на солнце имеются пятна.

Да, что действительно у Климы не отнимешь (и чего мне не хватало в сборнике «Селен»), так это его невероятной иронии. Но вернемся к сюжету романа. На балу Штерненгох знакомится с Хельгой, на первый взгляд довольно неприглядной девушкой, которая странным образом притягивает Штерненгоха. Князь берет Хельгу в жены, но та и после свадьбы остается «деревянным женским автоматом». Убив своего новорожденного младенца, Хельга меняется (и отчасти начинает напоминать Соню Троцкую-Заммлер из более позднего романа Иржи Кратохвила). Она уезжает за границу, а вернувшись, ведет себя агрессивно, убивает своего отца, не скрывает своей ненависти к мужу и предается со своим любовником садомазохизму.

Князь, узнав, что Хельга собирается сбежать с любовником в Кордильеры, запирает ее в голодной башне. Он боится мести Хельги и одновременно страдает от упреков совести. Он часто видит свою жену в совершенно неожиданных местах, и та то обращается с ним ласково, то угрожает ему. Штерненгох постепенно сходит с ума и в итоге отправляется в башню, где находит свою жену живой и невредимой и совокупляется с ней. Слуги, родственники и врачи Штерненгоха врываются в эту башню и видят его лежащим на полуразложившемся трупе. Князь, поранившись о носовую кость, умирает от заражения крови, но лицо его мистически пылает.

Эпизод из оперы "Штерненгох" (Национальный театр в Праге, 2018. Музыка и либретто — Иван Ахер. В роли Штерненгоха — Сергей Костов).
Эпизод из оперы "Штерненгох" (Национальный театр в Праге, 2018. Музыка и либретто — Иван Ахер. В роли Штерненгоха — Сергей Костов).

В общем, это такие «Записки сумасшедшего» (большую часть романа занимает дневник князя), только лимоновские по духу. Это такая достоевщина (Штерненгох даже сравнивает себя со Ставрогиным), но гораздо более артхаусная. Оба героя романа гротескны и неправдоподобны, они говорят совершенно противоположные вещи, они ничего не знают наверняка, их эмоции — это настоящие качели. Впрочем, и читатель испытывает от романа то восторг, то отвращение и не знает точно, что же произошло на самом деле. Рациональное объяснение, которое дается в финале, на самом деле ничего до конца не проясняет. Рациональность — это вообще нечто необязательное для Климы, главное — насколько герои приблизились к обретению всемогущей воли.