В целом эта история выглядит примерно так:
23 августа 1552 года войска Ивана Грозного не в первый раз, но уже окончательно и всерьез, очень большими силами, осадили достославный город Казань, столицу своего восточного соседа, Казанского ханства. Хан Ядыгар осознал, что ситуация стала более чем серьезной, и принял меры к тому, чтобы спасти от захватчиков казну своего богатого государства, державшего под контролем важнейшие торговые пути по Волге.
Дошедшее до наших дней предание утверждает, что верные хану люди уложили все ценное в 6 просмоленных бочонков, под покровом ночи переправили их на лодках по прилегающей к стенам города протоке с совершенно каирским названием Булак в озеро Кабан и затопили там, до отражения очередного нашествия, в известном только немногим месте.
Но все посвященные в эту тайну погибли среди десятков тысяч других защитников города. Так что сокровища и по сию пору лежат где-то на дне озера Ближний (он же – Нижний) Кабан, который из лесного дикого места к юго-востоку от городских стен давно стал излюбленным горожанами внутренним водоемом в исторической части столицы Советской Татарии, а ныне – Республики Татарстан.
20 августа 1552 г. войско Ивана Грозного встало в шести верстах от Казани, у Волги, на Царевом лугу.
В наше время над этим пространством разлившаяся Казанка и памятник над массовым захоронением русских воинов, погибших при штурме. Археологи обнаружили здесь неожиданно много черепов с монголоидными чертами – еще одно из множества доказательств, что потомки, как и в случае с Куликовской битвой и всей историей Средних веков на территориях восточнее Днепра, мало знают о реальных подробностях нашего общего прошлого.
Мы охотно следуем привычным клише. Про великие битвы, в которых погибли аж шесть штук рыцарей, про эпохальные события на местах, на которых археологи ничего не могут найти, про странных союзников и не менее странных родственников исторических деятелей, про царя Ивана Грозного, который взял Казань.
На самом же деле Казань взял вовсе не молоденький и неопытный в военном полководческом ремесле 22-летний Иоан IV Васильевич, это для него сделали его намного более дееспособные воеводы. Да и то с помощью специалистов, иноземных, саперных и хитрых. А Грозным Ивана к этому времени называл только его собственный, перепуганный надлежащими репрессиями двор.
21 и 22 августа экспедиционные войска выгружали с судов пушки и припасы. На рассвете 23 августа войска подошли вплотную к городу и окружили его сплошным кольцом.
А что же происходило в эти дни с казной богатого волжского государства, которая, надо полагать, тоже была далеко не последней целью московского государя?
См. далее «Ханский клад озера Кабан: о 6 просмоленных бочонках»
- - -
(*) – иллюстрация из интернета, открытые источники
Если понравилось рассказанное – не стесняйтесь кликнуть по значку «Во!» (это где большой палец вверх). И – подписывайтесь на канал, оставляйте комментарии.