Картины художника Леонида Брюммера зрители оценили только после его смерти. Будущий живописец с изумительным чувством цвета появился на свет в 1889 году в херсонской семье. Его отец был этническим немцем, а мать – француженкой. Такое «иностранное» происхождение долгие десятилетия портило жизнь талантливому живописцу.
"Автопортрет"
Леонид с детства знал, что станет художником. После окончания школы он продолжил обучение в Киевском училище художников, а в 1915 году перебрался в Петербург. Уже на вступительных испытаниях в Санкт-Петербургскую Академию один из профессоров отметил, что в сфере колорита юноше учиться уже нечему, Академия может помочь ему только в совершенствовании навыков рисунка. Перед Леонидом лежала блестящая карьера, но в мир пришел 1917 год.
О последующем периоде в жизни художника известно мало. Ему, с его немецкой фамилией и непролетарским происхождением, пришлось скитаться по стране. Любая попытка осесть на одном месте грозила арестом. О его переездах лучше всего рассказывают его работы. Жизнеутверждающие крымские пейзажи с зелеными аллеями, стройными рядами кипарисов, теплым морским берегом заставляют восхищаться потрясающе живыми красками, мастерским изображением солнечного света, удивительно теплым и оптимистичным взглядом на жизнь. Не менее выразительны горы Кабардино-Балкарии, их сдержанная суровость и те переходы тонов и оттенков, которые заставляют зрителя погружаться в созданный мастером мир.
Начало войны сыграло в судьбе художника не менее роковую роль, чем революция. В 1941 году его, потерявшего жену, с которой было прожито четверть века, депортировали в Казахстан. Маэстро жил в ветхом, разваливающемся домишке, менял продукты и вещи на краски довоенного производства и писал картины на картонных обложках, фанере, старой фотобумаге, согревая руки и краски над крохотным примусом.
Значительно позже уже на седьмом десятке, Леонид Владимирович переезжает в Джамбул. Пейзажи этого периода стали чуть сдержаннее, словно на них осела пыль времени и перенесенных лишений, но трепетное отношение к цвету и неиссякаемый оптимизм сохранились и в них.
Старость Брюммер встретил в доме престарелых. Он работал до конца, пока мог держать в руках кисть. Мечтой Леонида Брюммера было открыть в Джамбуле (ныне это Тараз) музей живописи. Он оставил городу в наследство все свои работы и собрание редчайших книг по искусствоведению, которое собирал полвека и сберег в самое тяжелое время. Мечта сбылась через десятки лет после смерти мастера – музей имени Л.В.Брюммера был открыт к 2000 летнему юбилею Тараза.
Художник не удостоился пышных похорон, ухаживать за его могилой было некому, так что место захоронения «босого ангела» осталось неизвестным. Память о нем живет в его пейзажах, которые можно увидеть в музеях Алматы и Кустаная, а также в парижской штаб-квартире ЮНЕСКО.
«Ангелы – всегда босые…» © Марина Цветаева