Найти в Дзене
Я говорю!

Учимся запоминать. Цепочка ассоциаций

Оглавление

Как мы писали, запоминание - один из основных этапов подготовки выступления. А запоминать проще, если базируешься на методе ассоциаций: сцепляешь что-то хорошо тебе известное с тем, что хочешь запомнить.

Например, при знакомстве проще запомнить имя человека, если ассоциативно связать его (человека) с его тезкой, но хорошо вам знакомым.

Есть одно упражнение, которое поможет научиться пользоваться ассоциациями.

Цепочка ассоциаций

Цепочка, а не просто список. То есть мы сцепляем слова попарно-перекрестно, как звенья в цепи: 1 с 2, 2 с 3, 3 с 4, 4 с 5, 5 с 6 и т. д.

Неправильно: 1 с2, 3 с 4 и так далее. Так получатся разрозненные звенья, а не цепочка.

Важно помнить, что в один момент времени у вас в сознании только два образа, например 1 и 2. Потом только 2 и 3, потом только 3 и 4 и т. д.

А вот теперь вам надо представить пересечение этих образов, и чем смешнее, несуразнее это будет, тем лучше: чем больше эмоций, тем лучше запомним.

Связь должна быть физическая, очень четкая. Образы не должны перекрывать друг друга, не должны исчезать друг в друге.

Давайте возьмем для примера список из пяти слов.

Разберем пример

ТАПОЧКА ДЕРЕВО БАНАН ЧЕРВЯК БУДИЛЬНИК

  • Пара ТАПОЧКА - ДЕРЕВО: тапочка висит на ветке дерева. Тапочка розовая, пушистая, с помпоном.
  • Пара ДЕРЕВО - БАНАН: (дерево другое, без тапка!) на стволе мощного дуба приклеен (или зацеплен за кусок коры) ярко-желтый банан.
  • Пара БАНАН - ЧЕРВЯК: огромный червяк с зубастой пастью прогрыз банан (банан уже другой, без дуба).
  • Пара ЧЕРВЯК - БУДИЛЬНИК: сонный червяк лежит сверху на звенящем будильнике, прямо на звонке, и трясется вместе с ним.

Типичные ошибки

  • Валим всё в кучу: тапочка на дереве, из нее же торчит банан, внутри этого же банана червячок и т. д. Когда слов всего пять, это не мешает, а если 10? 25? Из этой кучи ничего не вытащишь, и многие слова так и не вспомнятся.
  • Связь между словами через посредника: «Я в тапочках смотрю на дерево». Слово "тапочки" теряется, так как когда я смотрю, то их рядом с деревом не вижу.
  • Нет четкой, непосредственной связи между образами (если червяк внутри банана и его не видно, слово "червяк" потеряется; вода, вылитая на яблоко, тоже теряется, лучше пусть яблоко в воде плавает; лимон намазанный на руль вообще не виден, лучше его привязать к рулю и т. д.)

Упражнение для тренировки

На запоминание дается 1 минута. Начинаем со списка из пяти слов, в случае успеха берем 10, премиальный уровень - 25 (на них времени нужно больше, целых полторы минуты).

  • ПЕРО, КАРТИНА, ВАЗА, ВЕРЕВКА, МЕДАЛЬ
  • СПАЛЬНЫЙ МЕШОК, БИНОКЛЬ, ТОПОРИК, БЕЛАЯ БЛУЗКА, ОЧКИ, КОЛБАСА, КУКЛА, ИГЛА, ПЕРОЧИННЫЙ НОЖ , РАКЕТА
  • ВОДА, ЯБЛОКО, ЯЩИК, ШОКОЛАД, ДУБИНКА, СЛОН, КУРИЦА, РОДИНКА, ЗАБОР, ОВЦА, ЛУК, ЗВЕЗДА, МЫШКА, ТАБЛИЧКА, ПОЛОТЕНЦЕ, ТАРЕЛКА, КОЛЕСО, ГАЗОВЫЙ БАЛЛОНЧИК, САХАРНИЦА, ОГУРЕЦ, СОУС, ТУРНИК, ДИВАН, СТАКАН, МИСКА

А где это применять?

Запоминать список покупок в магазине))) и разные другие списки. Говорят, римский философ Сенека мог повторить без ошибок последовательность из двух тысяч имен, которую ему продиктовали!

Но на самом деле это вспомогательное упражнение, оно учит нас выстраивать прочные ассоциативные связи. Которые пригодятся в более серьезных случаях - например, при запоминании текста.