Найти тему
Древний Мир | История

Почему дети в Древнем Риме не любили ходить в школу?

Грамотность была широко распространена в Древнем Риме уже в республиканский период. Об этом говорит обилие всевозможных надписей на стенах зданий, большое количество сохранившихся книг и записных книжек (табличек), а также то обстоятельство, что пароли в легионах распространялись не устно, а в письменном виде.

Римское образование состояло из трех этапов. В начальных школах обучали грамоте и азам математики. В школах грамматики изучалась латинская грамматика, греческий язык, литература, искусство. И наконец в школах риторики, доступных только для знати, молодежь постигала ораторское искусство, а также право и философию. Профессиональные учебные заведения (напр., для изучения юриспруденции или медицины) начали появляться лишь во 2-ом веке н.э.

Римский учитель с учениками, вооруженными восковыми табличками и металлическими стилосами для письма. Источник: romanoimpero.com
Римский учитель с учениками, вооруженными восковыми табличками и металлическими стилосами для письма. Источник: romanoimpero.com

Начальное и среднее образование было полностью частным и практически никак не регулировалось государством. Общей школьной программы не существовало, однако большинство учителей использовало стандартные методы обучения. Поскольку преподавательская деятельность не лицензировалась, открыть свою начальную школу мог любой желающий. Под школы арендовались небольшие помещения, где придется. Если средств на аренду не было, уроки проводились дома у учителя, во дворе или на улице (ученики при этом сидели прямо на земле).

Качество образования в таких школах часто оставляло желать лучшего, но благодаря невысокой стоимости даже дети бедняков могли в них худо-бедно научиться читать и писать. Учеба, как и сейчас, начиналась с 7 лет. Так как методы обучения не отличались эффективностью, а слитное римское письмо было трудном для освоения, начальное образование продолжалось до 5 лет. После этого дети бедноты, как правило, уже начинали работать, а продолжали обучение в школах грамматики отпрыски состоятельных родителей.

Римский барельеф, изображающий сцену из школьной жизни. I век до н.э. Источник: alamy.com
Римский барельеф, изображающий сцену из школьной жизни. I век до н.э. Источник: alamy.com

Уроки начинались рано утром и продолжались до вечера с перерывом на обед. Выходные отсутствовали, однако имелось большое количество каникул, приходившихся на многочисленные религиозные праздники. Образование было совместным, но девочки из богатых семей, обычно, обучались с домашними учителями. При желании, хозяева могли обучать своих рабов. Для этого в крупных городах существовали специальные школы – педагогиумы.

Неотъемлемым элементом школьного образования в Древнем Риме были телесные наказания и ругань. «Нельзя назвать образованным человека, которого не секли» - утверждал в одной из своих комедий Менандр. Главная черта учителя, которая запечатлелась в памяти Горация, была его щедрость на рукоприкладство. По мнению Августина, в преклонном возрасте вспоминавшего школьные годы, всякий, кому будет предложен выбор между возвращением в школу и смертью, выберет последнее.

Для легких наказаний без отрыва от учебного процесса учителя пользовались тростью (ferula), которую Марциал называл «скипетром учителей». При более серьезных провинностях осуществлялась порка розгами или ремнем. Тот же Марциал, живший вблизи одной из школ, вопрошал в своей эпиграмме «проклятого» учителя, какое он имеет право «тревожить нас до первых петухов» жестокой бранью и побоями. Хоровая декламация, как считалось, способствующая хорошему запоминанию, также немало досаждала жителям окрестных домов.

Репродукция помпейской фрески, изображающей школьную экзекуцию. Источник: sno.pro1.ru
Репродукция помпейской фрески, изображающей школьную экзекуцию. Источник: sno.pro1.ru

Учителя начальных школ имели скудные заработки, не пользовались уважением в обществе и даже считались неудачниками. Их доходов нередко хватало лишь на аренду убогих каморок на последнем этаже инсул и самый скромный образ жизни. Определенным дополнением к сложившейся в республиканский период трехступенчатой системе образования служили странствующие учителя. Перебираясь с нехитрым скарбом из одного места в другое, они обучали по несколько недель случайных учеников или читали лекции на площадях.

Если вам понравилась эта статья — поставьте лайк. Это сильно поможет развитию нашего канала, а также новые статьи из нашего канала будут чаще показываться в вашей ленте. Также будем рады, если вы подпишетесь на наш канал.

© Дмитрий Романов