Найти тему
AutoHS - история автомобилей

«Острая необходимость»: о причинах отсутствия полноприводных грузовиков СССР в довоенный период

Оглавление

Отсутствие полноприводных грузовиков отрицательно сказывалось на мобильности и скорости передвижения наших войск, особенно на первых этапах войны. Только благодаря поставкам полноприводной техники из США, удалось частично восполнить потребности. О том почему сложилось такое удручающее положение, я расскажу в этой статье.

Nash Quad
Nash Quad

Первый массовый полноприводный грузовик был создан еще в 1913 году американской компанией Nash. Военные быстро оценили потенциал машины носившее говорящее название Quad, заказы посыпались со всех уголков мира. В том числе и из России, куда в 1915 году было поставлено около 30 Nash Quad. Первая мировая война на деле показала эффективность этих машин, но о них как будто забывают.

Неверный путь

ГАЗ-65 с упрощенной гусеничной тележкой
ГАЗ-65 с упрощенной гусеничной тележкой

В 20-е годы, в то время как США, а позднее в Германии ведется активная разработка полноприводной техники. В СССР техническая мысль уходит в сторону полугусеничных грузовых машин. Причем применяются не полноценные гусеничные тележки, а упрощенные системы с использованием стандартной трансмиссии и быстросъемных резинометаллических гусениц.

Инициатором постройки таких машин был Н.С.Хрущев. Он упорно верил в существенные их преимущества и до последнего отстаивал необходимость их производства.

Было уже поздно

НАТИ-К1
НАТИ-К1

Ошибкой следует считать, что классических полноприводных грузовых машин в СССР не производилось. Несмотря на сопротивление руководства НАТИ, группа конструкторов под началом Г.А.Сонкина в 1937 году создает первый советский полноприводный грузовик НАТИ-К1. Он представлял собой ЗИС-6, на который была установлена 2-ступенчатая раздаточная коробка, а на передней оси - ведущий мост с главной передачей от ГАЗ-АА и американскими шарнирами равных угловых скоростей, Rzeppa.

Спустя 2 года, создается еще один прототип под названием НАТИ К-2, на этот раз на основе ЗИС-5. В 1940-ом, после небольших доработок К-2 рекомендуется к серийному производству, под названием ЗИС-32Р.

ЗИС-32
ЗИС-32

Однако основная проблема была в том, что ШРУСы приходилось закупать за рубежом. Советская промышленность была не способна создать аналогичный шарнир, типа Rzeppa.

Мелкосерийная сборка ЗИС-32Р началась только в 1941 году, перед самой началом войны. Перед эвакуацией завода было собрано всего около 200 автомобилей.

Вывод

Патент US2010899A на шарнир Rzeppa
Патент US2010899A на шарнир Rzeppa

По итогу я могу назвать только 2 причины отсутствия полноприводных грузовиков в нашей армии перед началом войны.

1 - неверное оценка перспектив развития вездеходной техники, вследствие чего тратились значительные ресурсы на разработку и изготовление бесполезной полугусеничной техники.

2 - отсутствие необходимой технологии изготовления ШРУСов.

В конечном итоге после начала войны, быстро стало понятно, что необходимы простые и выносливые полноприводные автомобили в больших количествах. Но их не было, помогла только помощь США.

А что Вы думаете по этому поводу? Напишите в комментариях. А если понравилась статья, ставьте лайк 👍 и подписывайтесь на канал.

Читайте также: «Тупиковая ветвь»: история провала вездеходов ЗИС и ГАЗ