Найти в Дзене

О спектакле "Богема" 25/04/2019

Мими - Елена Дементьева. Фото с сайта УралОпера
Мими - Елена Дементьева. Фото с сайта УралОпера

СОСТАВ

Дирижер
Оливер фон Дохнаньи

Рудольф, поэт
Владимир Чеберяк

Марсель, живописец
Дмитрий Стародубов

Шонар, музыкант
Валерий Гордеев

Колен, философ
Андрей Решетников

Мими
Елена Павлова

Мюзетта
Наталья Мокеева

Бенуа, домохозяин
Алексей Глухов

Альциндор, богатая особа
Алексей Глухов

Парпиньоль, продавец игрушек
Анатолий Шлиман

Не в первый раз смотрю "Богема", и вчера мне постановка очень понравилась. Труппа играла прекрасно: трогательно, душевно, захватывающе и животрепечуще. В дальнейшем, расскажу об эмоциях, не пересказывая сюжет, однако без спойлеров не обойдусь.

Приятно когда видишь в фойе замечательного капельдинера, и двери в ложу открывает Байрам. Смотрю в ожидании "Богемы" на наш сюрреалистичный занавес, на него потрачено почти как на малобюджетный фильм, но картинка на нем почему-то не думает двигаться. Что там изображено не понятно: горец на коне, пальмы, женщина в полосатом платье - сплошная эклектика. Эта история отражает своеобразность траты российских бюджетных денег: на автомобили чиновникам из министерства Здравоохранения средства находятся, а вот на помощь онкобольным всем миром собирают сочувствующие добровольцы. Также и в театре занимаются краундфантингом на новые спектакли с таким-то занавесом.

-2

Приятно, когда действие на сцене по-настоящему трогает, и при этом понятно без перевода. Пение на итальянском очень эмоциональное, и актеры передают в движениях присущую натуре итальянцев жестикуляцию. На мой взгляд, больше всех на итальянца похож Дмитрий Стародубов в роли живописца Марселя. Грация, стать, уверенность, живость все в его роли смотрится естественно. Эмоционален и господин Бенуа Алексей Глухов, когда он показывает свои предпочтения относительно дам. Он любит золотую середину, с не слишком как глобусы большими формами грудей, и не слишком худыми как спичка стройностью фигуры. Это по жестам очевидно и без перевода.

Когда на сцене появляется Мими в исполнении Елены Павловой, зрители понимают, что такое любовь с 1 взгляда. Она подобна ангелу прилетевшему на Землю в этом образе. Именно она как будто приносит Рудольфу в исполнении Владимира Чеберяка свет вдохновения, когда он пропадает из окна.

Во второй сцене видны контрасты жизни на городских улицах от живости детей, радующихся продавцу игрушек, до сурового спокойствия монахинь, особенно в исполнении Сауле Антышевой, ее глаза строги как инквизиция к грешникам.

Детский хор на площади. Фото с сайта УралОпера
Детский хор на площади. Фото с сайта УралОпера

На фоне сидящих в кабаке основных героев целая драма происходит в тенях дальнего окна, прямо как в театре теней, люди выясняют отношения.

Во 2 сцене видно, что особой формой агрессии является игнорирование, когда живописец Марсель делает вид, что они с любимой Мюзеттой в исполнении Натальи Мокеевой как будто не знакомы, разведчик носу не подточит показному хладнокровию Стародубова. Однако каждый зритель понимает насколько важно внимание единственного любимой Мюзетты для него. Мюзетта талантлива, настоящая дама - смогла сделать скандал из ничего, капризничая из-за натеревшей ей туфельки. Если золушке нужна была туфелька от принца, то для Мюзетты с милым и в шалаше рай, и она убегает с Марселем от богатой особы.

Мюзетта - Наталья Мокеева. Фото с сайта УралОпера
Мюзетта - Наталья Мокеева. Фото с сайта УралОпера

При этом счет за обед всей компании достается богатой особе, и богемная тусовка ловко из ситуации дефицита финансов выходит альфонсами за счет Альциндора в исполнении Алексея Глухова, чье удивление и ужас перед занавесом выглядят очень натурально.

Военный оркестр в завершении 1 акта. Фото с сайта УралОпера
Военный оркестр в завершении 1 акта. Фото с сайта УралОпера

Когда занавес на 2 акте поднимается, то со сцены прямо буквально чувствуется холод, на фоне наэлектризованности горячей обстановки в зале после бурных обсуждений и суеты перемещений в буфет и обратно в антракте . Очень выразительный ход, на фоне декораций окупированной французами Италии. Очевидно, что для богемных героев наступили сложные времена военного положения. И в этом акте страсти героев идут по нарастающей, при этом меняя мажорное настроение на минорное.

Не совсем сразу понятна логика Рудольфа, почему он хочет расстаться с Мими? Сначала кажется, что он собирается уйти, чтобы его не бросили, а потом видно все его благородство, он понимает насколько жалко он обеспечивает существование своей возлюбленной, и желает уйти, чтобы ее жизнь стала лучше. Да и есть ли место логике, когда душу раздирают чувства?

На фоне противоречий и недопонимания Мими и Рудольфа, конфликт Марселя и Мюзетты смотрится детской ссорой, из разряда милые бранятся только тешатся, хорошая режиссерская задумка Джакомо Пуччини. Когда Мими и Рудольф расстаются до весны, чувствуется между строк, что это навсегда. Когда же Марсель и Мюзетта расстаются навеки, то понимаешь, что это всего лишь расставание ненадолго.

Отдельное спасибо хочется сказать работникам сцены, которые за занавесом меняют декорации с 3 на 4 сцену, буквально за 5 минут из городской обстановки, зрители попадают снова в комнату богемных друзей. С такой скоростью, сотрудники театра могли бы собрать все кухни, спальни и гостиные в Икее в Меге за полчаса.

Даже в тяжелые времена интеллигентнейший круг 4 друзей из богемы не унывает, они бедные и нищие, но они не падают духом. Они обедают на последние деньги сложив ноги на стол, спорят о вкусах, поют, вставая на стол, как на табуретку, танцуют на столе, фехтуют кочергами как шпагами. Вот это и есть жизнерадостность авантюрного богемного оптимизма.

Когда надвигается неизбежный трагический финал, все друзья становятся вновь едины. В этом плане опера лучше футбольного матча. В программе оперы пишут, что солистка трагически уходит по задумке композитора, а в программах матча не пишут, что любимая команда в концовке матча проиграет, и ты как зритель оперы уже готов к неизбежному концу. Мюзетта мирится с Марселем, и готова продать последние серьги, чтобы вылечить Мими, а Шонар продает последний плащ, чтобы оплатить доктора, это и есть настоящая дружба.

Опера учит дружескому такту, понимая, что может быть уже слишком поздно, Рудольфа и Мими оставляют наедине, и они очень трогательно ностальгируют о их чудесной встрече, еще раз признаются в любви.

В финальной сцене у многих дам наворачиваются слезы на глазах, зал плачет. Понимание того, что это всего лишь игра есть, но все равно очень трогательно Елена Павлова завершает спектакль, душещипательно.

После очередного подъема красочного занавеса, зал долго рукоплещет труппе, каждый из которой старался в своей роли, вызывая эмоции, которым невозможно не сопереживать. Браво!

Браво, Елена Павлова!

Браво, Владимир Чеберяк!

Елена Павлова и Владимир Чеберяк за занавесом
Елена Павлова и Владимир Чеберяк за занавесом

Браво, Наталья Мокеева!

Браво, Дмитрий Стародубов!

P. S. Фотоматериалы из фонда театра Оперы и балета Екатеринбурга размещены по ссылке https://uralopera.ru/events/bogema