От россиян стали поступать жалобы на то, что при звонках с доверенных номеров банки узнают их в автоматическом порядке, и через автоинформатор возможно разглашение конфиденциальной информации. Причинами жалоб являются мошеннические звонки гражданам, когда номер банка подменяют, чтобы получить персональную информацию пользователей. Центробанк не собирается мириться с такой ситуацией, требуя ввода в автоинформатор второго идентификатора. Сведения должны сообщаться только клиентам, а опция «узнавания» должна включаться лишь при условии, что клиенты выразил свое согласие. При этом на деле рекомендации регулятор выполняются не очень охотно.
На портале Banki.ru клиенты опубликовали первые жалобы, в которых речь шла о странном «поведении» автоинформатора: клиентов узнавали, называли по имени, сообщали остаток на счетах и объем последних операций. После этого клиентам поступали звонки с подменного номера банка, что и стало причиной жалоб. Интенсивность атак подобного типа усилилась в 2019 году. Схема мошенничества работает так: при звонке с подменного номера злоумышленник с помощью автоинформатора получает подробную информацию о счетах клиента. После этого идет звонок уже клиенту с подменного банковского номера. Учитывая подобные звонки, клиенты просят банки отменить автоматическое «узнавание».
Тем не менее, банки скорее развивают сервис автоинформаторов. Например, ВТБ вводит голосовой сервис IVR, который даст возможность получать различные сведения, позвонив с доверенного номера. Для стандартных сервисов будет введен автоматический режим. В частности, автоматически можно будет проверить баланс карты, получить финансовую информацию по кредиту наличными и ипотеке, получить пин-код, проверить статус заявки на кредит. Узнать остаток на карте, позвонив с доверенного номера, могут клиенты Сбербанка, Райффайзенбанка, Почта-банка, банка «Санкт-Петербург».
При этом одним банки требуют указать последние четыре цифры карты, а другие (например, Сбербанк), предлагают карты на выбор. Некоторые автоинформаторы имеют меньший функционал. К примеру, в Альфа-банке вам сообщат дату и сумму платежа по кредитному продукту, полный объем досрочного погашения, а также статус рассмотрения кредитной заявки и статус готовности карты. Однако баланс узнать не удастся.
Центробанк против «узнавания»
Банк России выступил против чрезмерной разговорчивости автоинформаторов. Раньше уже было выдвинуто предложение по вводу второго дополнительного идентификатора. Если клиент категорически против того, чтобы его обслуживал автоинформатор, Центробанк поддержит клиента. Регулятор акцентирует, что разглашение банком третьим лицам любых данных, составляющих банковскую тайну, является недопустимым. учитывая это, банк обязан проводить идентификацию личности каждого позвонившего, чтобы убедиться, что звонить действительно клиент, а не мошенник.
Эксперты по информационной безопасности разделяют точку зрения регулятора. Услуги автоинформатора предоставляются клиенту по его согласию, и также он может от них отказаться. В теории, доверенные телефоны клиентов, согласных на прохождение полной идентификации, могут быть помещены в стоп-лист, и банку они не будут известны. Однако на практике к таким мерам прибегают лишь немногие кредитные организации. Более актуальными были усилия, направленные на развитие дистанционных сервисов, упрощение системы идентификации клиентов. Однако некоторые банки все же предусмотрели возможность отказа от автоматического «узнавания». Так, Альфа-банк предоставляет клиенту возможность отключить опцию автоматического «узнавания» в своих сервисах.
Подписывайтесь на наш канал, ставьте лайк, оставляйте комментарии и будете в курсе выхода новых статей!
Источник: Лови Займ