Найти в Дзене

Ретро-автомобили в горах Алтая. Часть 1.

 Bentley Open Tourer 4,5L.  1930 год выпуска.  Австрийский экипаж Stefan Auer / Harald Lingg. Перевал Чике-Таман.
Bentley Open Tourer 4,5L. 1930 год выпуска. Австрийский экипаж Stefan Auer / Harald Lingg. Перевал Чике-Таман.

А вы знаете, что время от времени на алтайских дорогах можно встретить резво бегающие автомобили, возраст которых составляет 80-100 лет, а то и больше? И не в единичном количестве, а сразу несколько десятков в один день.

Речь идёт о событии под названием "Ретро-ралли Пекин - Париж".

Впервые автопробег по маршруту Пекин - Париж состоялся в далёком 1907 году. Для участия зарегистрировалось около 40 экипажей, но стартовать из Пекина смогли только пять машин, четырём из которых удалось добраться до финиша.

90 лет спустя, в 1997 году, был проведён второй автомарафон, в котором приняли участие 94 винтажных автомобиля. Эта гонка проходила без захода в Россию - через Индию, Пакистан, Иран, Турцию.

Третий автопробег состоялся в 2007 году, спустя 100 лет после первого. И с тех пор проводится каждые три года - ралли проходило в 2007, 2010, 2013 и в 2016 годах. В июне 2019 года будет проходить уже седьмой по счёту автомарафон. Маршрут ралли 2000-х годов проходит по территории Монголии и России с пересечением границы на пограничном переходе Цаганнур - Ташанта.

В 2010 году российский этап был представлен только Алтаем (Республика Алтай, Алтайский край), затем участники ушли в Казахстан и далее через Среднюю Азию, Кавказ и Турцию - в Европу.

Bentley Super Sports, 1928. Helmut Rothenberger(D) / Michael Schmidt(D). Окрестности Кош-Агача.
Bentley Super Sports, 1928. Helmut Rothenberger(D) / Michael Schmidt(D). Окрестности Кош-Агача.

Если вы думаете, что ралли Пекин - Париж - просто трансконтинентальный автопробег, то это не совсем так. Как и в любом ралли здесь есть и скоростные спецучастки и контроль времени прохождения маршрута и зачёт с присвоением мест участникам гонки. Это настоящие соревнования!

№20 Alex Vassbotten(N) / Ole Havn(N) 1933 - Alvis Firefly.  Алтайский край, 2016.
№20 Alex Vassbotten(N) / Ole Havn(N) 1933 - Alvis Firefly. Алтайский край, 2016.

Машины делятся на два основных класса: "Винтаж" - до 1941 года выпуска и "Классика" - 1942-1975. 1975 год жёстким ограничением не является, самая молодая машина, участвовавшая в ралли была 1982 года выпуска (Renault 4 , ралли-2013). Внутри классов возможно дополнительное деление, так Классика делится на машины с объёмом двигателя до 2 литров и более 2л. Винтажные машины могут дополнительно делиться на группы по году выпуска. В каждом классе (группе) проводится свой зачёт.

Holden Monaro 5700, 1971, Jan Sinclair(Australia) / Anne Sinclair(Australia)
Holden Monaro 5700, 1971, Jan Sinclair(Australia) / Anne Sinclair(Australia)

В пробеге могут участвовать и автомобили вне зачёта, не внесённые в официальный список участников. Обычно это местные раритетные машины, присоединяющиеся к автопробегу на его отдельных этапах. Так, в 2010 и 2013 годах в Алтайском крае к пробегу присоединялись "Волга" ГАЗ-21 и "Победа", а в 2016 году в Кош-Агаче и далее был замечен ЗАЗ-966 из Беларуси.

"Ушастый" Запорожец прошёл с автопробегом от китайско-монгольской границы в пустыне Гоби до Парижа. А сначала, как вы понимаете, ему нужно было добраться из дома до Гоби.
-5
"Победа" с наклейкой "Пекин-Париж 2013"
"Победа" с наклейкой "Пекин-Париж 2013"

В 2007 - 2013 годах маршрут по Алтаю предусматривал только одну ночёвку. Участники ночевали в Монголии перед границей, с утра начинали её переходить и к вечеру добирались до места запланированной ночёвки в Бийске, Белокурихе или на озере Ая. На следующий день уходили на Новосибирск или (в 2010 году) на Семипалатинск. Те, кому "посчастливилось" пройти границу в последних рядах, прибывали в парк-отель Ая (не говоря уже про Бийск) глубокой ночью.

Общее количество машин автопробега, включая участников официальных и неофициальных, организаторов, машины техподдержки - сотни полторы. Это как минимум раза в два превышает дневную пропускную способность погранперехода в обычных условиях. Что такое стоять в очереди на границу тридцатым - я знаю, что такое стоять сто тридцатым - я даже представить не могу.

В 2016 году сделали дополнительную ночёвку после перехода границы, километрах в 50 от неё - около Кош-Агача. Маршрут 2019 года также предусматривает остановку после пересечения границы, на этот раз около Чибита.

Лагерь ралли Пекин-Париж около Кош-Агача, 2016 год.
Лагерь ралли Пекин-Париж около Кош-Агача, 2016 год.
AMC AMX 5600, 1968, Jim Valentine(GB) / Jonathan Lodge(GB)
AMC AMX 5600, 1968, Jim Valentine(GB) / Jonathan Lodge(GB)
Гости из южного полушария. №14 Bruce Washington(NZ) / Harry Washington(NZ) 1929 - Chrysler 75 Roadster,  №110  Gerry Crown(AUS) / Matt Bryson(AUS) 1974 - Leyland P76 4,4L - абсолютный победитель ралли-2013. В 2016 году в ралли участвовало 16 экипажей из Австралии и Новой Зеландии. Кош-Агач, 2016.
Гости из южного полушария. №14 Bruce Washington(NZ) / Harry Washington(NZ) 1929 - Chrysler 75 Roadster, №110 Gerry Crown(AUS) / Matt Bryson(AUS) 1974 - Leyland P76 4,4L - абсолютный победитель ралли-2013. В 2016 году в ралли участвовало 16 экипажей из Австралии и Новой Зеландии. Кош-Агач, 2016.

В классе "Винтаж" (до 1941 года выпуска) обычно представлено около 50 автомобилей, из которых примерно два десятка выпущены до 1931 года (отдельная зачётная группа).

№10 Remon Vos(NL) / Emma Vos(NL) 1927 - Lancia Lambda. Кош-Агач, 2016.
№10 Remon Vos(NL) / Emma Vos(NL) 1927 - Lancia Lambda. Кош-Агач, 2016.
№8 Lloyd Reddington(CAN) / Treacy Reddington(CAN) 1927 - American Nash. Алтайский край, 2016.
№8 Lloyd Reddington(CAN) / Treacy Reddington(CAN) 1927 - American Nash. Алтайский край, 2016.
№17 Chris Dillier(CH) / Joe Dillier(CH) 1930 - Chrysler 70 Roadster. Алтайский край, 2016.
№17 Chris Dillier(CH) / Joe Dillier(CH) 1930 - Chrysler 70 Roadster. Алтайский край, 2016.
№5 Max Stephenson(AUS) / Julie Stephenson(AUS) 1923 - Vauxhall OD 23/60. Алтайский край, 2016.
№5 Max Stephenson(AUS) / Julie Stephenson(AUS) 1923 - Vauxhall OD 23/60. Алтайский край, 2016.

№18 Rod Wade(AUS) / Austen Ritchie(AUS) 1930 - Ford Model A. Алтайский край, 2016.
№18 Rod Wade(AUS) / Austen Ritchie(AUS) 1930 - Ford Model A. Алтайский край, 2016.

В ралли участвует довольно много автомобилей "Бентли". В силу своего дизайна они так и просятся в кадр. На первых двух фото в статье как раз "Бентли". Эти машины представлены в обеих группах класса "Винтаж", но попадают также и в класс "Классика", причём в том же старинном дизайне. Вот, например, на фото ниже, эти серьёзные ребята едут на машине 1951 года выпуска.

№86 Martin Lamb(GB) / Martyn Reeves(GB) 1951 - Bentley Petersen Speed 6 4,9L. Алтайский край, 2016.
№86 Martin Lamb(GB) / Martyn Reeves(GB) 1951 - Bentley Petersen Speed 6 4,9L. Алтайский край, 2016.

А самые старые машины, которые мне удалось сфотографировать - это Форд-Т 1913 года (Пекин-Париж 2013) и La France Tourer Speedster 1917 (Пекин-Париж 2013, 2016).

№3 Ford Model T (1913), Ники Бейли (Ирландия), Надя Саралам (Австралия). Перевал Чике-Таман.
№3 Ford Model T (1913), Ники Бейли (Ирландия), Надя Саралам (Австралия). Перевал Чике-Таман.
-17
Форд-Т на стоянке в парк-отеле "Ая"
Форд-Т на стоянке в парк-отеле "Ая"

А вот этот монстр был "гвоздём программы" как в 2013, так и в 2016 году. 6-цилиндровый двигатель объёмом 14,5 литров, огромные деревянные колёса, цепная главная передача. Эта машина заслуживает отдельного рассказа, поэтому сейчас только три фото.

 1917 - La France Tourer Speedster,  Ingo Strolz(Austria) / Werner Gassner(Austria). Кош-Агач, 2016.
1917 - La France Tourer Speedster, Ingo Strolz(Austria) / Werner Gassner(Austria). Кош-Агач, 2016.
-20
На перевале Чике-Таман, 2013.
На перевале Чике-Таман, 2013.
Обе машины имеют деревянные колёса, а дерево имеет свойство рассыхаться. Как справлялся с этим экипаж La France мне неизвестно, а вот колёса форда периодически принимали водные процедуры - их снимали и помещали в ёмкость с водой, точно так же, как это делал победитель гонки 1907 года князь Сципионе Боргезе на своей "Itala".

В ралли Пекин-Париж участвовали и более старые машины, так в 2010 году среди участников было два автомобиля "Itala 40" 1907 года выпуска, аналогичных машине, выигравшей ралли 1907 года. А в 2019 году заявлен ещё один интересный аппарат, тоже 1907 года - Contal Mototri Tricycle. Трёхколёсная машина с двигателем 0,7 литра мощностью 6 л.с. аналогична той, что стартовала в ралли 1907 года и сошла с дистанции ещё в песках пустыни Гоби. Интересно, дотянет ли в этот раз хотя бы до Алтая?

Выглядит это чудо примерно так:

Contal Mototri Tricycle
Contal Mototri Tricycle
На фотографии из коллекции Яндекса однотипный аппарат, что совершенно не означает, что именно эта машина будет участвовать в гонке

Маршрут ралли Пекин -Париж проходит по территории России, а как обстоит дело с российскими участниками в официальном зачёте? - Ну, можно сказать, что они имеют место быть. В 2013 году в ралли принял участие барнаульский экипаж - Борис Лыткин / Евгений Смирнов на Москвиче-412, а в 2019 заявлен ВАЗ-2103 из Новокузнецка, экипаж - Александр Говор / Максим Отмахов.

2013 год, российский экипаж на перевале Чике-Таман.
2013 год, российский экипаж на перевале Чике-Таман.

Немного интересного про Москвич под номером 61:

  • В то время, как машины абсолютно всех остальных участников прибыли к старту в Пекин по железной дороге, морю или воздуху, "Москвич" добирался от Барнаула до Пекина своим ходом, прошёл всю гонку и своим же ходом вернулся из Парижа в Барнаул.
  • По итогам гонки экипаж занял 7-е место в своём классе "классических" автомобилей (из 54-х) , а также получил кубок за третье место в группе с объёмом двигателя до двух литров, фактически заняв 4-е место (из 19 машин) . От кубка за 3-е место отказался экипаж №63 на Порше-911, занявший призовые места сразу в двух зачётах, так как по правилам можно получить только один приз.
  • На одном из монгольских спецучастков пришёл первым среди всех участников гонки.
  • В отличие от правил классического ралли, в ралли Пекин-Париж прибытие раньше времени на контрольную точку не штрафуется. Если бы наши разобрались в этом раньше, то могли бы, наверное, занять и более высокие места.
  • Этот автомобиль на тот момент был единственным за Уралом, имеющим международный паспорт FIVA — паспорт подтверждения оригинальности автомобиля.
  • Хотя поломки и случались (меняли лобовое стекло, амортизаторы), "Москвич" оказался наиболее надёжной машиной среди всех участников ралли. Тогда как другие экипажи на стоянках лежали под своими автомобилями, со стороны казалось, что "Москвич" вообще не обслуживается, кто-то из участников даже высказался: «Только у русских ничего не ломается. Приедут в лагерь, протрут лобовое стекло, поужинают и спать»
№63 Porsche 911 (1965), Питер Ловетт (Великобритания), Тим Смит (Австралия). Перевал Чике-Таман. Тот самый Порше, чей кубок за 3 место достался нашим.
№63 Porsche 911 (1965), Питер Ловетт (Великобритания), Тим Смит (Австралия). Перевал Чике-Таман. Тот самый Порше, чей кубок за 3 место достался нашим.

В 2016 году машина от России в ралли не участвовала, но российская участница в составе боевого экипажа, проехавшая большую часть гонки всё-таки была. На одном из этапов в Монголии перевернулась машина женского экипажа (команда XENA) из Новой Зеландии. Одна из участниц, Heather Worth , получила травму и была вынуждена отправиться домой на лечение, для продолжения гонки требовалась срочная замена. И замена нашлась в лице русской девушки Лены из состава команды техподдержки.

Обновлённый экипаж команды XENA. Елена и Джоанна, Россия / Новая Зеландия. Кош-Агач, 2016.
Обновлённый экипаж команды XENA. Елена и Джоанна, Россия / Новая Зеландия. Кош-Агач, 2016.
№70 Joanne Worth(NZ) / Heather Worth(NZ) / Елена Егорычева(RUS), 1968 - Volvo Amazon 122S. Алтайский край, 2016.
№70 Joanne Worth(NZ) / Heather Worth(NZ) / Елена Егорычева(RUS), 1968 - Volvo Amazon 122S. Алтайский край, 2016.

Если понравилось, жмите большой палец вверх, подписывайтесь на канал, читайте также и другие статьи на канале, и не стесняйтесь писать комментарии.
Вступайте в группу фотоэкспедиции: https://vk.com/tripmong
В первом ряду №101 Rob Garnsworthy(AUS) / John Teasdale(AUS) 1970 - Ford Mustang, 5,7L,   №105 Mark Pickering(AUS) / Dave Boddy(AUS) 1973 - Datsun 240Z, 2,4L
В первом ряду №101 Rob Garnsworthy(AUS) / John Teasdale(AUS) 1970 - Ford Mustang, 5,7L, №105 Mark Pickering(AUS) / Dave Boddy(AUS) 1973 - Datsun 240Z, 2,4L

Продолжение здесь

-28