Найти в Дзене
VRadosti

Как вам продают плохие игры

Оглавление

Сегодня не о рекламе, не о продажных блоггерах и не о неисполненных обещаниях. Всё по закону и нередко даже по совести. То, что завтра назовут шлаком, мусором, поделкой или провалом (провалом ли?), сегодня заворачивают и упаковывают, ставят пробу, выписывают сертификат и выставляют на витрину. Кто? Все, и даже профильная пресса. Неважно, объективные и сухие новостные ленты или рубящие правду эксперты-ценители – они не имеют в мыслях менять редакционную политику и тем более извиняться за ошибочные прогнозы после очередного лопнувшего «пузыря». Впрочем, аналогично можно высказаться по поводу пресс-служб, инвесторов или самих игроков. Так что если роль обманутого вам надоела, вот вам в руки дуршлаг, чтобы отсеять с ушей хоть часть макарон и вермишели. Семь банальных случаев (само)обмана, наблюдаемых из года в год в игровой медиа-среде.

Случай 1. Наш проект будет похож на…

На Baldur's Gate, на Half-Life, на Dark Souls. Мы обожаем эти игры, мы на них выросли и всасывали их код вместо материнского молока. Так что это вообще не бизнес, имеет место быть акт преклонения и реинкарнации. Фанаты, все сюда! Поддержите рублём энтузиаста!

Что думает журналист

У него есть право на скепсис, но чем его обосновать? К офису разработчика его не подпустят на полёт бумеранга, а если бы и пустили, квалификации журналиста не хватит, чтобы разобраться в дизайн-документе и увидеть слабые места.

Идём дальше: далеко не каждый журналист такой же фанат, как ты, читатель. Для него, быть может, Heroes 6 – вполне себе Heroes, а The Turing Test – вполне себе Portal. Похожа ли ELEX на Gothic? Вероятно, он не играл в Gothic. Metal Gear Solid 5? Нормальный, вроде, экшен. Лично он поиграет ровно столько, чтобы сдать материал, а затем вернётся в любимую «Доту».

Наконец, поставьте себя на место редактора. Что лучше звучит в качестве заголовка к новости: «Идейная наследница LineAge 2 на подходе» или «Очередная гриндилка завлекает голыми эльфийками»? Не говоря уж об информационных поводах для ретроспектив и историй жанра.

Что на самом деле

Ребёнок, когда лепит куличики из песка, тоже считает, что они как настоящие. Только он их не ест, и вам тоже не стоит. Вероятно, авторы Lords of the Fallen были уверены, что создают Dark Souls, а над Mass Effect: Andromeda действительно трудились фанаты оригинальной трилогии. Только их убеждённость – не повод верить на слово.

Вообще желание сделать что-то «похожее на…» – первый признак скудной фантазии. Человек творческий скорее будет хвастаться собственными идеями (даже если их 1%), чем подсмотренными чужими. Удачные римейки – это обычно что-то своё, созданное по отдалённым мотивам, фактически лишь вдохновлённое чужой работой.

Также нужно соотносить возможности разработчика и сложность проекта. Если за римейк дорогой, масштабной игры берётся одиночка без опыта, вероятно мы не доживём даже до альфа-версии. Если публике ещё не показывают геймплей, а до релиза считанные месяцы – это, скорее всего, пузырь.

Arcania... О Боже, как вспомню...
Arcania... О Боже, как вспомню...

Случай 2. Жестокость трейлера повергла в шок интернет

Брутальный чел вмазывает спидов, врубает хард-рок, достаёт дробовик и начинает бойню. Кровище, вопли и сопли! «Стим» уже забанил, «Ютуб» тоже уже забанил, в Госдуме внесли законопроект, а американский школьник убил четырёх тараканов. Что важнее: нормы морали или свобода творчества?

Что думает журналист

У ролика за неделю 2 000 000 просмотров, все гуглят и ищут подробности. Подробностей нет – налицо информационный голод. Повезёт – расспрошу разработчиков. Не повезёт – позову экспертов (всяких там детских психиатров) и что-нибудь добавлю от себя. И потом, разве я не фанат грайндхауса? Разве я не вырос на боевиках 90-х? Нам всем не хватает простого и драйвового геймплея.

Что на самом деле

Дело не в социальных и этических вопросах, а в том, что под маской ультранасилия продаётся в лучшем случае посредственная, а зачастую непрофессиональная работа. Когда-то много обсуждали Manhunt – но сегодня это серенький проходной боевичок, $0,99 на распродаже за пять штук. Потом был ShellShock 2, купившие который до сей поры, наверное, не отблевались. Потом Hatred – прекрасный, как визит к стоматологу. Кто следующий? Friday, 13?

Чаще всего удачно смонтированный драйвовый трейлер – он ещё неинформативный и откровенно постановочный. А эмоциональность хороша до тех пор, пока она не отключает разум. Не важно, игра про убийцу или про музыкального лягушонка – на первом месте всё равно будет геймплей, техническое исполнение, баланс и прочие штуки из лексикона игровой аналитики. Если все компоненты на месте, можно и полирнуть атмосферой – получится, к примеру, DOOM. А если воробья покрасили в жёлтый и продают вам за канарейку, прежде послушайте, как эта птичка поёт.

После релиза Hatred вдруг выяснилось, что людям отнюдь не нравится убивать.
После релиза Hatred вдруг выяснилось, что людям отнюдь не нравится убивать.

Случай 3. Вот история из нашей игры

Мы подумали: здорово, если наш герой сможет превратиться в дракона, испепелить замок, а потом построить базу на луне, вернуться в прошлое, перезаписать память главного злодея и стать … э-ээ… это, ну короче всякое такое.

Что думает журналист

Как правило, он в таких случаях не думает, а просто записывает в блокнот. Совсем печально, если он переводит эти радуги с чужого языка или невнимателен к смысловым нюансам, или сам склонен к фантазёрству. Но чаще он просто не имеет возможности задать уточняющие вопросы. Впрочем, если и имеет, то получит ответ, что «окончательный список фич может меняться, но всё сказанное вы точно увидите в игре».

Что на самом деле

Так ведь и увидите! В кат-сцене после обучения. Или в QTE. Или в лучшем случае в насквозь заскриптованном единичном эпизоде, сродни играм по кинолицензиям. Но вам же никто не обещал, что вы сможете превращаться в дракона в любое время. Или что сможете сжечь любой замок. Вам не обещали также, что эти действия будут иметь какой-то смысл в игре, кроме декоративного. Не сказали про десяток ограничений, которые превратят заманчивый экспириенс в надоедливую рутину. Ужасней всего, когда, имея игру на руках, «эксперт» всё равно не может отличить скриптовое событие от механики.

Далее читайте здесь

Также читайте нашу статью о самых грайндхаусных играх