Сегодня не о рекламе, не о продажных блоггерах и не о неисполненных обещаниях. Всё по закону и нередко даже по совести. То, что завтра назовут шлаком, мусором, поделкой или провалом (провалом ли?), сегодня заворачивают и упаковывают, ставят пробу, выписывают сертификат и выставляют на витрину. Кто? Все, и даже профильная пресса. Неважно, объективные и сухие новостные ленты или рубящие правду эксперты-ценители – они не имеют в мыслях менять редакционную политику и тем более извиняться за ошибочные прогнозы после очередного лопнувшего «пузыря». Впрочем, аналогично можно высказаться по поводу пресс-служб, инвесторов или самих игроков. Так что если роль обманутого вам надоела, вот вам в руки дуршлаг, чтобы отсеять с ушей хоть часть макарон и вермишели. Семь банальных случаев (само)обмана, наблюдаемых из года в год в игровой медиа-среде.
Случай 1. Наш проект будет похож на…
На Baldur's Gate, на Half-Life, на Dark Souls. Мы обожаем эти игры, мы на них выросли и всасывали их код вместо материнского молока. Так что это вообще не бизнес, имеет место быть акт преклонения и реинкарнации. Фанаты, все сюда! Поддержите рублём энтузиаста!
Что думает журналист
У него есть право на скепсис, но чем его обосновать? К офису разработчика его не подпустят на полёт бумеранга, а если бы и пустили, квалификации журналиста не хватит, чтобы разобраться в дизайн-документе и увидеть слабые места.
Идём дальше: далеко не каждый журналист такой же фанат, как ты, читатель. Для него, быть может, Heroes 6 – вполне себе Heroes, а The Turing Test – вполне себе Portal. Похожа ли ELEX на Gothic? Вероятно, он не играл в Gothic. Metal Gear Solid 5? Нормальный, вроде, экшен. Лично он поиграет ровно столько, чтобы сдать материал, а затем вернётся в любимую «Доту».
Наконец, поставьте себя на место редактора. Что лучше звучит в качестве заголовка к новости: «Идейная наследница LineAge 2 на подходе» или «Очередная гриндилка завлекает голыми эльфийками»? Не говоря уж об информационных поводах для ретроспектив и историй жанра.
Что на самом деле
Ребёнок, когда лепит куличики из песка, тоже считает, что они как настоящие. Только он их не ест, и вам тоже не стоит. Вероятно, авторы Lords of the Fallen были уверены, что создают Dark Souls, а над Mass Effect: Andromeda действительно трудились фанаты оригинальной трилогии. Только их убеждённость – не повод верить на слово.
Вообще желание сделать что-то «похожее на…» – первый признак скудной фантазии. Человек творческий скорее будет хвастаться собственными идеями (даже если их 1%), чем подсмотренными чужими. Удачные римейки – это обычно что-то своё, созданное по отдалённым мотивам, фактически лишь вдохновлённое чужой работой.
Также нужно соотносить возможности разработчика и сложность проекта. Если за римейк дорогой, масштабной игры берётся одиночка без опыта, вероятно мы не доживём даже до альфа-версии. Если публике ещё не показывают геймплей, а до релиза считанные месяцы – это, скорее всего, пузырь.
Случай 2. Жестокость трейлера повергла в шок интернет
Брутальный чел вмазывает спидов, врубает хард-рок, достаёт дробовик и начинает бойню. Кровище, вопли и сопли! «Стим» уже забанил, «Ютуб» тоже уже забанил, в Госдуме внесли законопроект, а американский школьник убил четырёх тараканов. Что важнее: нормы морали или свобода творчества?
Что думает журналист
У ролика за неделю 2 000 000 просмотров, все гуглят и ищут подробности. Подробностей нет – налицо информационный голод. Повезёт – расспрошу разработчиков. Не повезёт – позову экспертов (всяких там детских психиатров) и что-нибудь добавлю от себя. И потом, разве я не фанат грайндхауса? Разве я не вырос на боевиках 90-х? Нам всем не хватает простого и драйвового геймплея.
Что на самом деле
Дело не в социальных и этических вопросах, а в том, что под маской ультранасилия продаётся в лучшем случае посредственная, а зачастую непрофессиональная работа. Когда-то много обсуждали Manhunt – но сегодня это серенький проходной боевичок, $0,99 на распродаже за пять штук. Потом был ShellShock 2, купившие который до сей поры, наверное, не отблевались. Потом Hatred – прекрасный, как визит к стоматологу. Кто следующий? Friday, 13?
Чаще всего удачно смонтированный драйвовый трейлер – он ещё неинформативный и откровенно постановочный. А эмоциональность хороша до тех пор, пока она не отключает разум. Не важно, игра про убийцу или про музыкального лягушонка – на первом месте всё равно будет геймплей, техническое исполнение, баланс и прочие штуки из лексикона игровой аналитики. Если все компоненты на месте, можно и полирнуть атмосферой – получится, к примеру, DOOM. А если воробья покрасили в жёлтый и продают вам за канарейку, прежде послушайте, как эта птичка поёт.
Случай 3. Вот история из нашей игры
Мы подумали: здорово, если наш герой сможет превратиться в дракона, испепелить замок, а потом построить базу на луне, вернуться в прошлое, перезаписать память главного злодея и стать … э-ээ… это, ну короче всякое такое.
Что думает журналист
Как правило, он в таких случаях не думает, а просто записывает в блокнот. Совсем печально, если он переводит эти радуги с чужого языка или невнимателен к смысловым нюансам, или сам склонен к фантазёрству. Но чаще он просто не имеет возможности задать уточняющие вопросы. Впрочем, если и имеет, то получит ответ, что «окончательный список фич может меняться, но всё сказанное вы точно увидите в игре».
Что на самом деле
Так ведь и увидите! В кат-сцене после обучения. Или в QTE. Или в лучшем случае в насквозь заскриптованном единичном эпизоде, сродни играм по кинолицензиям. Но вам же никто не обещал, что вы сможете превращаться в дракона в любое время. Или что сможете сжечь любой замок. Вам не обещали также, что эти действия будут иметь какой-то смысл в игре, кроме декоративного. Не сказали про десяток ограничений, которые превратят заманчивый экспириенс в надоедливую рутину. Ужасней всего, когда, имея игру на руках, «эксперт» всё равно не может отличить скриптовое событие от механики.
Также читайте нашу статью о самых грайндхаусных играх