Найти тему
Московские истории

Дангауэровка: жемчужина конструктивизма и трусы в цветочек

Коммунальный быт везде одинаков — что в старинной усадьбе, что на территории монастыря, что в корпусах при тюрьме. Сегодня читательница канала «Московские истории» рассказывает о детстве в конструктивистском «соцгородке», возникшем на месте старинной слободы, в 1927 — 1929 годах — Дангауэровке.

Название это появилось в 1869 году, когда немецкие коммерсанты Генрих Карл Дангауэр и Христиан Вильгельм Кайзер выкупили здесь, в теперешнем районе Лефортово, землю для размещения мощностей котельно-литейного производства, ставшего потом заводом «Компрессор».

В XIX веке Дангауэровка представляла собой неблагоустроенную окраину Москвы с простыми строениями без водопровода, мостовых и освещения. Слева от Дангауэровской слободы проходил Владимирский тракт — кандальная Владимирка, по которому ссыльных вели на каторгу из Москвы в Сибирь.

В 1918 году предприятие было национализировано. Через несколько лет на месте обветшавших бараков, где жили работающие на заводе, решили построить показательный рабочий поселок, рассчитанный на 45 тысяч человек.

Архитектор Михаил Мотылев проектировал здания в стиле авангард, используя соединения типовых секций жилых уникальными угловыми элементами.

Улица Авиамоторная, 22/12
Улица Авиамоторная, 22/12

В 1929 году были построены № 28 по Авиамоторной улице и № 2 по 3-й Кабельной - два одинаковых тринадцатиподъездных дома из пяти секций, высотой в пять-семь этажей S-образной формы. Во дворе сохранился поставленный при строительстве памятник Ленину.

О быте внутри жемчужины конструктивизма вспоминает Мария Черенкова:

Я в детстве, до 12 лет, жила в микрорайоне Новые дома или Дангауэровка. Оказывается, наши дома - уникальные памятники архитектуры. Узнала я об этом значительно позже.

Дома были странные. В стенах простукивалось много пустот, причем они прослеживались какими-то каналами изломанной формы. Планировка квартир тоже интересная: две комнаты по 25 метров и две по 6-7. Кухня, наверное, метров 10, одно окно и еще небольшая форточка в стене.

Улица Авиамоторная, Гараж Госплана, архитектор Константин Мельников.
Улица Авиамоторная, Гараж Госплана, архитектор Константин Мельников.

Четыре комнаты, четыре семьи. В одной комнате из больших комнат жила наша семья ( мама, папа и нас три девочки). Комната была с двумя окнами и перегородкой. У нас и холодильник в комнате стоял, и обеденный стол, и два кресла, два румынских книжных шкафа (недавно такие же, из детства, на авито прикупила), и даже чёрное пианино. Детская кроватка - в ней спали потом и все мои дети. Диван, полуторная кровать. На кухне у нас были навесной и напольный кухонные шкафчики, велик висел на стене, еще угол и форточка тоже были наши.

В другой 25-метровой комнате жили отец и сын. Отец - худой костлявый мужчина, мы с сестренкой его звали Кощей. Ходил по кухне в ситцевых трусах в цветочек и щелкал пальцами. Он сильно пил. А еще у него была стеклянная кастрюля , он в ней молоко кипятил. Потом такие стали широко продаваться как посуда для свч.

В 6-метровой комнате жильцы все время менялись. Приезжали, работали в ЖЭКе, быстро получали квартиру. Потом уехали и мы.

«Экспертная оценка Мосгорнаследия подтвердила ценность рабочего посёлка, он не будет подвержен реновации».

Делитесь своими историями! Почта emka3@yandex.ru