Найти тему
другое кино

10 остросоциальных российских фильмов

Оглавление

В 1936 году Чарли Чаплин выпустил фильм "Новые времена": Великая Депрессия в США, безработица, бродяжничество, психиатрическая больница. Уже через 4 года Чаплин снял "Великого диктатора", изобличающего бесчеловечный расистский режим в нацистской Германии. Эти фильмы вызвали колоссальный резонанс в мировом сообществе: от резкой критики, откровенной ненависти и запретов в кинопрокате до восхвалений американского режиссера, бесстрашно выступившего в годы кризиса и надвигающейся глобальной катастрофы с решительным художественным заявлением. Чаплин призывал к человечности.

Советские режиссёры, пришедшие на смену пионерам отечественного киноискусства, не имели возможности в своих картинах ставить острые социальные вопросы. Лишь во время перестройки в нашей стране стали создаваться фильмы, критически осмысляющие современную действительность. Тогда и появилось злополучное слово "чернуха".

"Чернухой" стали называть кино, приоткрывающее завесу мнимого благополучия, поднимающее неудобные и даже больные темы для всего российского общества. Режиссёры, снимающие остросоциальные фильмы, зачастую становятся "проклятыми поэтами": одни их ненавидят и называют "врагами народа", другие превозносят за бескомпромиссность и честность, считают их настоящими патриотами, не боящимися смотреть правде в глаза.

Представляем вашему вниманию 10 остросоциальных российских фильмов:

10. Груз 200 / Алексей Балабанов / 2007

В российском кинопрокате "Груз 200" стал единственным фильмом, получившим возрастное ограничение 21+. Это фильм о страшной Афганской войне, о чем нам недвусмысленно намекает название. Груз 200 - это цинковые гробы, которые самолетами доставляли из афганских степей во все уголки нашей страны несчастным матерям и невестам, не дождавшимся своих женихов живыми.

В самом фильме нет ни единого кадра военных действий. Перед зрителем тихий провинциальный городок, куда в гости к брату приезжает профессор научного атеизма из Ленинграда. Вокруг советская молодежь мечтает о переменах, на потрепанной ферме русский мужик живет грезами о Городе Солнца, медленно но верно спиваясь, а милиция усердно выполняет свою нелегкую работу: ищет преступников. В это время в город прибывает самолёт вооруженных сил СССР со страшным грузом...

Алексей Балабанов показал весь ужас войны: она раскалывает общество изнутри, ожесточает человека. Как проказа, война распространяется по всему общественному организму, сводит с ума, беспощадно и хладнокровно ведёт к ужасной гибели.

9. Все умрут, а я останусь / Валерия Гай Германика / 2008

В России редко снимают честное кино о подростках. Как правило, такие фильмы исполнены иллюзорной романтичностью и пошлым авантюризмом. Но настоящая жизнь намного прозаичнее. Взросление - это болезненный период: необдуманные решения и смелые, но глупые поступки.

В фильме "Все умрут, а я останусь" в центре внимания три подруги-девятиклассницы. Они начинают ощущать свою привлекательность, их тянет к страшим ребятам, они хотят попробовать всё неизведанное, запретное и загадочное. Взросление - это потеря розовых очков. Первая влюблённость ведёт к грязному сексу в подвале, где одна из подруг помимо девственности лишается иллюзий. Весёлая дискотека в школе для другой оборачивается жутким алкогольным отравлением, а третья и вовсе пробует наркотики.

Жизнь намного сложнее и жёстче, чем подростковые грёзы перед сном. Гай-Германика удивительно точно и искренне передала это в своём фильме.

8. Бубен, барабан / Алексей Мизгирёв / 2009

90-ые годы, маленький шахтерский городок. В стране дефолт, бедность и отчаяние. Главная героина - библиотекарша Екатерина Артёмовна, женщина 45 лет. Она одинока. Чтобы заработать хоть немного денег, она вынуждена вопреки своим убеждениям и нравственности красть книги из библиотеки и украдкой распродавать их в транзитных поездах, останавливающихся на городской станции. В одном из таких поездов в город приехал красивый моряк, познакомившись с которым она, наверное, впервые в жизни влюбилась.

Пугающий своей безысходностью фильм о бездне экзистенциального кризиса и любви, нездоровой и даже патологичной. Благородные убеждения сталкиваются с беспощадной реальностью. Возможность выбора оказывается клеткой, из которой нельзя выбраться.

7. Сказка про темноту / Николай Хомерики / 2009

"Сказка про темноту" - созерцательна картина о холодной и скудной повседневности одинокой женщины. Геля работает в милиции, она - сотрудник инспекции по делам несовершеннолетних. Она любит свою работу и детей, попавших в непростые жизненные обстоятельства. Чужие дети, частно из неблагополучных семей, заменяют ей смысл жизни.

Однажды из уст ребёнка она слышит давно известную и пугающую мысль: "ты - сухая старая пиздюлина". Как гром среди ясного неба отзывается эта мысль в голове у героини. Она решается жить. Решается влюбиться и узнать, что такое любовь. Но она её душа холодна, как пейзажи тихоокеанского прибоя. Это сказка не про тесноту, это сказка про пустоту.

6. Юрьев день / Кирилл Серебренников / 2008

Известная оперная певица Любовь перед переездом заграницу оправляется вместе с двадцатилетним сыном в родной городок, чтобы показать ему, столичному интеллигенту, свою малую родину, воспетую поэтами избы и сохи. Внезапно совершенно магическим образом сын исчезает, как и не было. Любовь в отчаянии отправляется на поиски в православный монастырь и в больницу для зеков, больных туберкулёзом.

Медленно но верно провинциальный быт, базарная повседневность и житейские трудности, поданные в слегка гротескной форме, затягивают Любовь. Оставшись в городе насовсем в отчаянии отыскать сына, Любовь обретает веру.

Сложное и больное кино. О русской интеллигенции, оторванной от народа, и о народе, засасывающем в своё безвылазное болото провинциальной мглы. Трагичная судьба главной героини созвучна пути русской культуры, где под золотыми крестами православных церквей в нищете и непролазной грязи живут люди в круговой поруке страданий, несчастий и боли.

5. Счастье мое / Сергей Лозница / 2010

Своеобразная одиссея на просторах провинциальной российской глубинки. Это история про водителя-дальнобойщика по имени Георгий, перевозящего на фуре муку. На своём пути он встречает разных людей, озлобленных и несчастных: гаишники, домогающиеся девушки в машине, старик-убийца, несовершеннолетняя гордая проститутка и "разбойники с большой дороги", хитро обводящие его вокруг пальца. Лето сменяется зимой, и вот Георгий, сильно обросший, уже сидит в доме с цыганкой и её сыном. Черёд избиений, убийств и бесчинств кончается на разбитой дороге, над которой сгустилась тёмная ночь.

Пожалуй, "Счастье моё" - это самый показательный пример пресловутой "чернухи", где в раздроблённом и полу-абсурдном повествовании проглядывается жуткая картина провинциального мракобесия и полнейшего безволия к жизни. Рухнувший советский мир до сей поры стоит в руинах постсоветской глуши, где гниению подвергается в первую очередь человеческое достоинство и нравственность.

4. Левиафан / Андрей Звягинцев / 2014

Фильм Звягинцева повествует о классическом для русской литературы маленьком человеке, который бессилен противостоять несправедливой и безжалостной государственной машине. Священнослужитель, сидящий по правую руку от коррумпированного мэра, склоняет его к постройке храма на месте дома главного героя. Взятки, кумовство, шантаж, расправы. Отстаивая свои корыстные интересы, сильные мира сего презирают человека, разрушают его жизнь, надежды и веру.

"Левиафан" - это многогранное кино, где сплелись история библейского Иова, чью веру ветхозаветный бог решил проверить страданиями, и гоббсовского чудовища, олицетворяющего огромную силу государства: насилие и принуждение. Бунт маленького человека бессмысленный и беспощадный. Он ничтожен перед Левиафаном. Его бунт саморазрушителен. Теряя друга, жену и ребёнка, главный герой главный герой спивается. Последние годы своей жизни он обречён провести за колючей проволокой.

3. Завод / Юрий Быков / 2018

Юрий Быков наряду с Балабановым точнее других способен передать душевные терзания, невзгоды и тяготы простого рабочего человека в богом забытой российской глуши. В фильме "Завод" показано предприятие, где рабочим объявляют, что завод закрывают из-за нерентабельности. Все идут под сокращение. В городе работы нет, а семьи кормить нужно, детей ставить на ноги. Под предводительством бывшего военного, товарищи по цеху в отчаянии решаются на беспрецедентный шаг: взять в заложники владельца завода. И требовать справедливости. У каждого разные цели, их объединяет отчаяние и ярость.

Можно сказать, "Завод" - это модель, очень ярко прорисовывающая сюжет возможного протеста, праведного гнева восставших рабочих. Желающие достойной жизни, они обречены. Кто сильный, у кого капитал, за тем и правда. Моральные увещевания крупного буржуа, шантаж и неминуемое поражение - исход предрешён. Социальная справедливость - жалкая иллюзия, протест подавлен, есть жертвы.

2. Подбросы / Иван И. Твердовский / 2018

Спустя 14 лет нерадивая и эгоистичная мать приезжает в детский дом, где содержится её сын, которого она заботливо обернув пеленками давным-давно подбросила в бэби-бокс. Сын, воодушевлённый искренной нежностью матери, уезжает с ней в новую жизнь: своя комната, крутые шмотки, весёлые компании и большие деньги.

У мальчика редкая болезнь - завышенный болевой порог. Ему приходится изображать жертву ДТП, бросаясь под дорогие иномарки. Водителей-толстосумов отправляют за решетку - прокурор и адвокат состоят в интересных отношениях, напоминающих гражданский брак. Субботние вечера они проводят на тусовках с судьёй, прожигая деньги от заказчика очередного крупного дела. "Всё переплетено" - это о российском "правосудии".

"Подбросы" - тонкое сатирическое произведение в лучших традициях русской классики: Гоголя и Салтыкова-Щедрина. Вместо справедливого судопроизводства череда проплаченных махинаций, вместо искренний материнской любви корыстолюбие и жажда бесконечной наживы.

1. Айка / Сергей Дворцевой / 2018

Собянинская Москва - это благоустроенный город с бережно уложенной плиткой, ухоженными улицами и удобным общественным транспортом. На обратной стороне этой медали вселенского благополучия - нищета и борьба за выживания нелегальных эмигрантов, ютящихся в старых коммуналках.

Главная героиня фильма, едва прийдя в себя от родов, сбегает из больницы через окно. Оставив ребёнка, казалось, навсегда, она бежит на работу - ощипывать куриц на подпольную дизентерийную "фабрику". Нужно отослать денег семье на родину. Денег она не получает, опять заказчик кинул.
Помимо семейного долга, у Айки есть долг вполне осязаемый - перед коллекторами. Перед ней встаёт страшный вопрос, от которого кровь стынет в жилах: спасти семью от страшной расправы или своего ребёнка, пробудившего в ней материнское чувство.

Так, Сергей Дворцевой с почти документальной точностью и честностью показывает обратную сторону сытой и комфортной жизни российской столицы, где человек без регистрации, видимо, не имеет права даже на жизнь.


Автор текста: Ivan Пятаков