"Игра престолов" возвращается на экран. В последний раз. И перед тем, как с головой погрузиться в разбор финальных "игропрестольных" костюмов, давайте вместе посмотрим, как эволюционировали образы и менялись костюмы героев (и в первую очередь, конечно же, героинь!) на протяжении предыдущих сезонов.
И начну я с одной из главных героинь, прошедшей за сериал не одну личную (и костюмную) революцию, так что её наряды - это целая биография и летопись её личного роста.
Итак, Дейнерис Таргариен, в первом сезоне она - юная принцесса и наследница одной из самых древних и когда-то самой влиятельной династии. Выросшая в изгнании, под влиянием покровителей и старшего брата, и не имеющая пока что понятия, что означает быть сильной, влиятельной и властной, что на этом этапе и отражают её наряды.
Так, мы впервые встречаем Дейнерис в нежно-розовом платье с отрытой спиной, которое держится лишь благодаря шнурам кулиски; платье из мягкого материала, и его силуэт мягкий, неструктурированный, почти расплывчатый - впечатление мягкости и податливости, усиливающееся её мягкими волосами.
Пожалуй, главная цель этого наряда - показать, насколько Дейнерис пока что слаба и зависима. Нежно-розовый цвет платья - символ нежности, феминности, хрупкости, подчеркивающий, что она - не более, чем слабая женщина в мире, где доминируют мужчины. Неструктурированный силуэт платья и распущенные мягкие волосы усиливают впечатление, как бы подчеркивая, что пока у героини нет внутреннего стержня, она мягкая и податливая, из неё можно лепить любую фигуру.
Не случайны в образе завязки-шнурки, похожие на веревки, которыми связана героиня - она не свободна в своем выборе, не может принимать самостоятельных решений.
И еще интересный момент: это платье Дейнерис очень похоже на те платья, которые носят женщины в королевской столице. Но!.. Это женщины вполне определенного положения: служанки, проститутки, другими словами, те, кто в глазах окружающих воспринимается исключительно как тело, и ценится разве что за внешность:
Точно такое же отношение, несмотря на благородное происхождение, получает и юная Дейнерис, т.к. даже родной брат видит в ней свою собственность, не зря форма горловины у этих платьев на поминает ошейник, подчеркивающий положение несвободной, рабыни.
На этом этапе к Дейнерис действительно относятся как к товару, который стремятся продать подороже - её предлагают в качестве жены вождю кочевников-варваров. А для этого устраиваются "смотрины".
Для этого выбирается соответствующий наряд - еще одно светлое неструктурированное платье из такого тонкого материала, что оно кажется прозрачным. Главный художник по костюмам Мишель Клэптон в одном их своих интервью отметила, что основной целью было создать впечатление обнаженности, подчеркнуть, что Дейнерис это только привлекательное лицо и женственное тело:
Как и предыдущий наряд, этот образ подчеркивает зависимость героини, т.к. её слово не имеет никакого веса. Для сравнения посмотрите на наряды окружающих её мужчин (брата и покровителя), которые и совершают "сделку":
Обратите внимание, что в отличие от Дейнерис, оба мужчины в одежде из плотных тканей, подчеркивающих, что у них есть сила и власть. Плюс, металлические детали (пряжки, пояса) как бы заземляют каждого из них, подчеркивая вес и значимость в отличие от воздушной Дейнерис.
Последняя в своем полупрозрачном платье выглядит скорее обнаженной, нежели одетой, что приближает её скорее к охранникам-рабам (тоже полу-обнаженным и не имеющим права на собственную волю), нежели к свободному члену могущественной династии.
Художники по костюмам не забыли и о деталях, которые имеют значение. Смотрите на воротник брата Дейнерис - он как будто декорирован чешуей, что не случайно.
Символ династии - дракон. И брат героини, считая себя главой дома, "сыном дракона", стремится подчеркнуть эту связь в своем костюме.
Однако наряд самой Дейнерис также не лишен символичных деталей.
Булавки на плечах, как будто единственное, что удерживает на ней тонкое платье. И опять же не случайно, т.к. мы еще увидим далее, что настоящая связь с прошлым, когда ее предки управляли живыми драконами, есть именно у Дейнерис. И именно эта связь в ближайшем будущем сделает её по-настоящему сильной.
И еще один интересный момент и пример приема "предсказания", который иногда используется художниками по костюмам. Платье Дейнерис на смотринах (равно как и её свадебный наряд) не просто светлое, но оттенка, который можно сравнить с цветом Луны и лунного камня:
Вспомните, что супруг Дейнерис в какой-то момент будет называть её не иначе как "Луна моей жизни". Ну а упоминание супруга подводит нас к бракосочетания и... свадебному наряду.
С одной стороны свадебный наряд это еще одно светлое и очень открытое платье с мягким и слабоструктурированным силуэтом, что снова символизирует уже упомянутые мотивы: мягкость, податливость, зависимость, отсутствие силы. Ремни-завязки, удерживающие платье на шее Дейнерис, контрастируют с мягкой тканью и на фоне нежной кожи и мягких волос опять же, скорее похожи на ремни ошейника. Похожее впечатление производит и форма лифа, вызывающая ассоциации с бондажом, напоминает связанность - впечатление, которое усиливает общая мягкость внешности Дейнерис:
Об этом наряде сама Мишель Клэптон сказала, что хотела уподобить героиню упаковке подарка, ведь Дейнерис здесь - фактически товар, дар, который преподносят вождю кочевников в обмен на его поддержку.
С целью подчеркуть этот факт, в образе также присутствуют металлические браслеты, напоминающие кандалы.
*И не случайно именно этот наряд, изначально бывший символом её несвободы, Дейнерис наденет, когда примет одно из своих самостоятельных судьбоносных решений. Тогда, будучи внутренне свободной, она наденет платье уже без сковывающих её браслетов:
Кроме того, стоит отметить сходство свадебного платья с греческим нарядом, что добавляет еще один смысловой пласт, подчеркивая изначальное неравенство союза Дейнерис и вождя кочевников:
Помимо контраста силы и слабости, женственности и мужественности, костюмы демонстируют её и культурное неравенство этих героев: Дейнерис происходит из древней королевской семьи, славящейся в том числе обладанием тайных знаний, в то время как её новый супруг - кочевник, практически варвар. Наряды подчеркивают эту разницу - как между образованными и утонченными эллинами и варварами, сильно от них отстающими.
В контексте типажа и стиля. Создать такой нежный и мягкий образ художникам по костюмам несомненно помог типаж актрисы, играющей Дейнерис (Эмилия Кларк), которая обладает очень мягкой фактурой: округлыми и чертами лица и плавными очертаниями фигуры, так что и при общей стройнойсти актрисы её тело выглядит мягким, не мускулистым и не сухим/угловатым.
Усиливает впечатление мягкости светлота внешности и низкий контраст - в частности, благодаря парику из светлых и мягких "льняных" волос и имитирующему естественность макияжу. Из-за этого создается впечатление, что внешность актрисы как будто "нарисована" мягкими и легкими штрихами, без "нажима", как на полотнах пре-рафаэлитов, чьи образы и ассоциируются с податливой и романтичной феминностью:
В результате она - воплощение женственного инь-заряда и связаных с этим ассоциаций, он - воплощение мужественного ян-заряда. Плюс, его внешность выглядит темной и экзотической, опять же, чтобы сделать для зрителя разницу их происхождения более очевидной:
Эту разницу героям еще предстоит преодолеть, что естественно означает для Дейнерис смену стиля. Но об этом уже в следующем посте, продолжение следует!...
Оригинал поста в моей блоге ЖЖ: https://na-shpilke.livejournal.com/155581.html