Австрийский автогонщик и журналист Харальд Эртль в 1981 году установил на этом BMW M1 рекорд скорости для автомобилей, работающих на сжиженном газе, разогнав спорткар до скорости 301,4 км/ч. К сожалению, дальнейшая судьба и автомобиля, и гонщика сложилась трагично. Тем не менее, в апреле 2019 года на аукционе Techno Classica в Эссене, считавшийся долгие годы утерянным, рекордный M1 был продан за 160 000 евро и обрел надежду на светлое будущее.
Первый суперкар BMW оснащался 3,5-литровым 277-сильным двигателем и разгонялся до 100 км/ч за 5,6 секунды, а максимальная скорость составляла 262 км/ч. Не обладая необходимым инженерным опытом, BMW пришлось обратиться за помощью к Lamborghini, что вылилось в сложную логистику производства, потери качества и, естественно, высокую стоимость. В 1979 году руководитель спортивного подразделения BMW Йохан Неерпаш, спасая проект, создал гоночный монокубок Procar BMW M1 - соревнования проводились перед этапами Формулы-1 в качестве гонок поддержки. На одинаковых M1 два сезона выступали известные гонщики, в 1979 году чемпионом стал Ники Лауда, в 1980 - Нельсон Пике.
Всего выпустить удалось всего лишь около 460 экземпляров BMW M1 и сегодня коллекционеры и энтузиасты высоко оценили старания инженеров, создавших первую М-ку. Стоимость некоторых M1 легко преодолевают отметку в 500 000 евро! С этой точки зрения, 160 000 евро за M1, да еще и с большой историей, выглядит хорошей сделкой. Главной причиной такой "не высокой" цены является техническое состояние автомобиля, выглядит он очень запущенным, а фотографии моторного отсека вызывают сомнения в работоспособности рекордного M1.
Тем не менее, история автомобиля очень интересна. 17 октября 1981 года Харальд Эртль, известный фанатам Формулы-1, в первую очередь тем, что помогал извлекать Ники Лауду из пылающего Ferrari после трагической аварии на Нюрбургринге, разогнал M1, модифицированный для работы на сжиженном газе, до 301,4 км/ч. Генеральным спонсором мероприятия выступила компания British Petroleum, продвигающая в качестве моторного топлива сжиженный газ (Autogas). Двигатель BMW получил две турбины, что позволило увеличить мощность до 415 л.с., плюс аэродинамические доработки кузова, делающие M1 похожим на жертву крупного преступления в области тюнинга... Денег подкинули также производитель деталей подвесок Sachs и автоакустики Blaupunkt.
Харальд Эртль в 1981 году намеревался завершить гоночную карьеру, которая дала трещину. Успешно выступая в "кузовах", в Формуле-1 австриец не смог показать впечатляющие результаты. Рекордный проект с серьезным бюджетом позволил Эртлю реализовать свои амбиции. Заезд проходил на тестовом треке Volkswagen, однако необходимые процедуры не были проведены и рекорд официально не зафиксирован.
К сожалению, в апреле 1982 года Эртль погиб в авиакатастрофе. Несмотря на его бородатый брутальный вид, гонщику было всего 33 года. Автомобиль пошел по рукам. В конце 1980-х уже с отказавшим двигателем рекордный M1 оказался в Великобритании, где стоял без движения до 1993 года. Спустя пару лет после смерти нового владельца автомобиль снова встал на прикол, причем на улице - на всех ветрах. Вдова владельца сдала M1 в музей, менеджер которого оказался не чист на руку и приторговывал чужими машинами. В итоге после банкротства музея, M1 вновь оказался на улице, где продолжил разрушаться... Но все-таки автомобиль получил свой шанс на "новую жизнь" и оказался на аукционе исторических автомобилей Coys.
Надеюсь, после продажи, автомобиль обретет первозданное состояние, а может и вновь преодолеет рубеж в 300 км/ч :)
P.S. Картинки из гоночного прошлого Харальда Эртля :
P.P.S. Идеальный BMW M1 :