Кому неизвестно, какие трудности испытывала эскадра Роженственского хотя бы в снабжении углём и как это отразилось на физическом состоянии команд, боевой подготовке и сроках перехода эскадры.
В январе 1902 года между Британией и Японией был заключён договор, что если одна договаривающаяся сторона вступит в войну с двумя или более союзниками, то другая должна будет поддержать сюзницу военным путём. Этот пункт автоматически ставил любого союзника России в сосояние войны с Британией. Много ли нашлось бы охотников?
В марте Россия и Франция подписали декларацию о том, что в случае враждебных действий третьих государств стороны оставляют за собой право принять "соответствующие меры".
Чувствуете разницу? Насколько расплывчата эта формулировка по сравнению с чётким японско-британским договором? Результаты были соответствующими.
Поход почти вокруг земного шара без своих баз по пути стал сущим проклятьем. Грозная Япония, за спиной которой скромно маячила Британия заваливала европейские страны требованиями о соблюдении жесточайшего режима нейтралитета. При заходе части эскадры в испанский порт Виго местные власти разрешили погрузить только по 400 тонн угля за время не более 18 часов. В это время порт был блокирован английсим флотом, нейтралитет - он такая вещь...
На погрузку, например, на броненосце "Суворов", вышел даже священник и за указанный срок успели затарить 800 тонн, испанские контролёры в это время накачивались спиртным в кают-компании. Уголь, кстати, грузился с немецких пароходов, а не испанский. Германия оказалась единственной страной, которая взялась снабжать русский флот топливом, хотя и тут не всё шло гладко, но тем не менее. Почему-то немцы нарушением нейтралитета не считали и японцы им были не указ.
Следующим местом захода был Танжер. Марокканский султан разрешил стоять на рейде сколько угодно и заниматься чем угодно. А на заявление английского консула о нарушении Марокко правил нейтралитета было отвечено, что по завету Пророка, всякий странник приносит с собой благословение Божие под кров, его приютивший. Его не спрашивают: кто он? откуда он? куда направляется? — ибо нет закона более священного, чем закон гостеприимства.
И что Его величество султан марокканский не слыхивал о таком государстве, как Япония, но если японские корабли зайдут в Танжер, им будет оказан такой же приём. Вот пример другого понимания нейтралитета :)
Вопрос - а почему вообще основная часть эскадры пошла вокруг Африки? Дело в том, что тогдашнее состояние суэцкого канала потребовало бы снятия большой части груза с самых крупных кораблей, а времени, отводимого на нахождение в портах "нейтральных" государств вроде Египта, 24 часа, никак не хватило бы на это.
Но и часть эскадры под командованием контр-адмирала Фелькерзама, пошедшая через канал встретилась с разнообразным мелким гадством. Вместо 400 тонн питьевой воды поставили только 200.
Основной же отряд во французском Дакаре ждал очередной сюрприз от "союзника"-Франции: командир порта прибыл с предложением покинуть терводы и грузиться в любом другом удобном месте. Каково это делать на океанской зыби с качающихся пароходов?
Рожественский применил весь свой дипломатический талант и убедил месное начальсво послать повторный запрос в париж, а тем временем погрузка начнётся. Одновременно была напр влена телеграмма в Петрбург с просьбой оказать давление на союзника.
За 29 часов погрузка была завершена. +38 в тени, +60 в угольных ямах, работали все. Количество солнечных и тепловых ударов никто не считал. На броненосце "Ослябя" от сердечной недостаточности скончался лейтенант Нелидов - сын российского посла в том самом Париже.
Вечером, когда адская погрузка была завершена, из Парижа пришла телеграмма с категорическим запретом погрузки в территориальных водах французской колонии. Вот на кой выручали таких "союзников" в первую мировую войну?
Тут вдруг взбрыкнула «Гамбург-Американская линия» и заявила, что её пароходы не пойдут дальше с эскадрой, а будут ждать её в пунктах предстоящих стоянок. Во-первых, это сделать маршрут достоянием всех, кому он интересен, а во-вторых, мало ли что может случиться в пути, а при таком раскладе возможность дозагрузки на переходе станет невозможной.
В Габоне во французские воды заходить не стали, обстановка позволила дозаправиться вне их. Тут пришло сообщение, что британцы предупреждают о своих рыбаках, ловящих рыбу в районе Дурбана и чтобы эскадра не вздумала повторить гулльский инцидент и район этот следует обойти. Рожественский ответил просто - любой рыбак, приблизившийся на дистанцию пуска мины будет немедленно уничтожен. И как ни странно, охота к рыбной ловле на пути эскадры у англичан сразу прошла.
А вот в германском порту Людериц нашу эскадру ждала радушная встреча. Никто препятствий погрузке не чинил. Лейтенант Вырубов писал: Ангра-Пекена (Людериц) после Танжера — первый порт, откуда нас не просят честью; немцы даже рады нашему приходу. Вообще, это единственная нация, которая действительно нам много помогает. Французы оказались просто пр…
На Мадагаскаре адмирал планировал соединить эскадру в хорошо оборудованном порту Диего-Суарец. Он надеялся в Диего-Суарец отремонтировать корабли и снабдить их всем необходимым для похода через Индийский океан. Но французы потребовали перейти в Носси-Бе, где ничего этого не было. Если это не скрытая помощь противнику России, то что? Ведь в Носси-Бе наша эскадра стояла нсколько месяцев,так что о нарушении нейтралитета речь уже не шла, но возможности ремонта были сильно ограничены.
В общем, всё по теме уже сказано. Какими бы не были условия договоров, своя рубашка остётся ближе к телу. История знает немало примеров непрочности любых союзов, когда выгода от них становится меньше выгоды от предательства.
Ещё по теме:
Почему мы не можем забыть о Цусиме?
О механиках, чьими именами были названы корабли