Вчера я написала про ошибки в изобразительном искусстве в общих чертах, и вы попросили пояснить всё это на конкретных примерах.
Разбираться в искусстве – это хорошо, поэтому ваш интерес меня очень радует. Примеры будут тоже хорошие, правильные. Я считаю, что фиксировать внимание на ошибках вредно. Иными словами, нет смысла махать белым полотенцем в тёмной комнате, надо выходить на свет.
Итак, начнём. В чём необходимо разобраться для грамотного рисования?
Конструктивность рисунка
Все предметы можно построить, увидев в них геометрические тела. Так куб и параллелепипед служат основой для построения столов, стульев, шкафов, книг и различных коробок и коробочек. Посуда чаще всего выполнена в виде тел вращения, фрукты, овощи и многое в человеческом портрете – это шар.
В качестве иллюстраций предлагаю картинку с конструктивными рисунками
и натюрморт Сурбарана – испанского художника XVII века.
В натюрморте мы видим, что стол – это параллелепипед, а сосуды можно разложить на конусы, цилиндры и сферы.
Контуры
Посмотрите ещё раз выше на натюрморт Сурбарана, он как нельзя лучше рассказывает о контурах. Предметы на свету светлее фона, и эти границы резче, а в тенях все сосуды почти слились со средой, границы мягкие, их почти не видно. И в паре мест (см. крайние предметы слева и справа) теневая часть светлого, казалось бы, предмета становится темнее фона.
Или вот ещё на предмет контуров рассмотрите ботинки от Ван Гога (которого представлять не нужно). Тут вообще предметы кое-где "пропадают", растворяясь в среде и друг в друге.
Цвет предмета
Напомню, что тот цвет, который принято считать окраской предмета, в живописи почти не используется. Локальный цвет предмета виден только при рассеянном, максимально нейтральном освещении. Как только появляется источник света, мы видим свет и тень. В свету локальный цвет смешивается с цветом освещения, а в тени появляется нечто противоположное по цвету (ниже даю ссылку на цветовой круг), например, синяя тень под ярко освещённой подошвой ботинка Ван Гога.
Кроме того, цвет рядом лежащих предметов часто отражается в соседних. Это называется рефлексом.
Для примера посмотрите на натюрморт Кузьмы Петрова-Водкина, нашего соотечественника, творившего в начале XX века.
Здесь и на картофеле, и на горбушке хлеба, и даже кое-где на селёдке видны розовые отражения от скатерти, а синяя бумага, на которой лежит селёдка, в свою очередь, рефлексирует на розовую подложку и на картофелины.
Связь между предметами
Тут дополнительных картинок не нужно. Стремление селёдки скользнуть в руки зрителя и быть разломанной и съеденной с хлебом и картошкой очевидно. Возможно, там есть и скрытый смысл, какая-нибудь христианская или историческая аллегория, но диагональ, направленная из верхнего левого угла, вызвала у меня прозаичные чувства. А как у Ван Гога левый ботинок стоит на страже правого? Утомившийся друг может спать спокойно, пока у него есть такой защитник! А завтра снова на работу...
Изменение контрастов вглубь
Даже небольшое пространство натюрморта предполагает смягчение напряжения на дальнем плане. Первые планы подчёркиваются, а дальний край стола мягко списывается, чтобы не привлекать излишнего внимания. Так достигается глубина. Сравните контрасты около головы селёдки и её хвоста – вот он, этот принцип.
Конечно, привычка рисовать правильно приходит с опытом, с огромным усилием над собой. Рисовальщик постоянно скатывается в одинаковость ритмов, контуров и планов. Если вы хотите рисовать, вас ждёт длинный и увлекательный путь. Но то, что вы теперь будете смотреть другими глазами на произведения искусства, я гарантирую уже сейчас.
Тут смотрите начало темы, про ошибки.
А здесь читайте про цветовой круг.
Оставайтесь со мной, чтобы не пропустить мои новые статьи! Подписывайтесь на канал, а также соцсети: инстаграм, facebook, ВК.