Найти тему
Акварель с Кирой Салимовой

Топ-5 базовых принципов рисования на примерах

Вчера я написала про ошибки в изобразительном искусстве в общих чертах, и вы попросили пояснить всё это на конкретных примерах.

Разбираться в искусстве – это хорошо, поэтому ваш интерес меня очень радует. Примеры будут тоже хорошие, правильные. Я считаю, что фиксировать внимание на ошибках вредно. Иными словами, нет смысла махать белым полотенцем в тёмной комнате, надо выходить на свет.

Итак, начнём. В чём необходимо разобраться для грамотного рисования?

Конструктивность рисунка

Все предметы можно построить, увидев в них геометрические тела. Так куб и параллелепипед служат основой для построения столов, стульев, шкафов, книг и различных коробок и коробочек. Посуда чаще всего выполнена в виде тел вращения, фрукты, овощи и многое в человеческом портрете – это шар.

В качестве иллюстраций предлагаю картинку с конструктивными рисунками

и натюрморт Сурбарана – испанского художника XVII века.

-2

В натюрморте мы видим, что стол – это параллелепипед, а сосуды можно разложить на конусы, цилиндры и сферы.

Контуры

Посмотрите ещё раз выше на натюрморт Сурбарана, он как нельзя лучше рассказывает о контурах. Предметы на свету светлее фона, и эти границы резче, а в тенях все сосуды почти слились со средой, границы мягкие, их почти не видно. И в паре мест (см. крайние предметы слева и справа) теневая часть светлого, казалось бы, предмета становится темнее фона.

Или вот ещё на предмет контуров рассмотрите ботинки от Ван Гога (которого представлять не нужно). Тут вообще предметы кое-где "пропадают", растворяясь в среде и друг в друге.

-3

Цвет предмета

Напомню, что тот цвет, который принято считать окраской предмета, в живописи почти не используется. Локальный цвет предмета виден только при рассеянном, максимально нейтральном освещении. Как только появляется источник света, мы видим свет и тень. В свету локальный цвет смешивается с цветом освещения, а в тени появляется нечто противоположное по цвету (ниже даю ссылку на цветовой круг), например, синяя тень под ярко освещённой подошвой ботинка Ван Гога.

Кроме того, цвет рядом лежащих предметов часто отражается в соседних. Это называется рефлексом.

Для примера посмотрите на натюрморт Кузьмы Петрова-Водкина, нашего соотечественника, творившего в начале XX века.

-4

Здесь и на картофеле, и на горбушке хлеба, и даже кое-где на селёдке видны розовые отражения от скатерти, а синяя бумага, на которой лежит селёдка, в свою очередь, рефлексирует на розовую подложку и на картофелины.

Связь между предметами

Тут дополнительных картинок не нужно. Стремление селёдки скользнуть в руки зрителя и быть разломанной и съеденной с хлебом и картошкой очевидно. Возможно, там есть и скрытый смысл, какая-нибудь христианская или историческая аллегория, но диагональ, направленная из верхнего левого угла, вызвала у меня прозаичные чувства. А как у Ван Гога левый ботинок стоит на страже правого? Утомившийся друг может спать спокойно, пока у него есть такой защитник! А завтра снова на работу...

Изменение контрастов вглубь

Даже небольшое пространство натюрморта предполагает смягчение напряжения на дальнем плане. Первые планы подчёркиваются, а дальний край стола мягко списывается, чтобы не привлекать излишнего внимания. Так достигается глубина. Сравните контрасты около головы селёдки и её хвоста – вот он, этот принцип.

Конечно, привычка рисовать правильно приходит с опытом, с огромным усилием над собой. Рисовальщик постоянно скатывается в одинаковость ритмов, контуров и планов. Если вы хотите рисовать, вас ждёт длинный и увлекательный путь. Но то, что вы теперь будете смотреть другими глазами на произведения искусства, я гарантирую уже сейчас.

Тут смотрите начало темы, про ошибки.

А здесь читайте про цветовой круг.

Оставайтесь со мной, чтобы не пропустить мои новые статьи! Подписывайтесь на канал, а также соцсети: инстаграм, facebook, ВК.