Посмотрел фильм великого без преувеличения режиссера Майкла Ли «Вера Дрейк» (2004). На разных ресурсах есть мои материалы, которые посвящены Майклу Ли и его фильмам. Можно познакомиться с моими впечатлениями о его фильмах «Обнаженные» и «тайны и ложь» вошли в 100 лучших британских фильмов всех времен. Возможно стоило бы рассказать об этих фильмах и на этом ресурсе, но пока я не вижу в этом особого смысла.
Майкл Ли кавалер рыцарского ордена Британской Империи и пожалуй, на сегодня самый влиятельный режиссер на острове. Вместе с братьями Дарденн Майкл Ли задает тон на Каннском кинофестивале уже не один десяток лет, актёры, которых он снимает становятся, как Тимоти Спол лауреатами престижных каннских наград, а его фильмы входят в летопись увенчанных золотыми пальмовыми ветвями. Если говорить о фильме «Вера Дрейк» то он получил «Золотого льва» на Веницианском кинофестивале, три премии BAFTA и три номинации на премию «Оскар». Все это несомненно свидетельствует о его высоких в том числе и художественных, достоинствах. Моя ирония уместна ровно настолько насколько премии и призы отражают реальные достоинства художественных произведений.
За что же там любят простого «корейского» парня Майкла Ли? Для тех, кто не понял шутку, замечу, что настоящая фамилия Либерман, а его сценический псевдоним, нет, не из-за страха антисемитизма, понятно, что антисемитизм есть везде, но не такой, как в России. Просто режиссер так увидел. Любят ли Майкла Ли за его особую манеру работы с актерами?
Он, по сути, создал свой метод, который со временм вполне сможет соперничать с методами Станиславского или М.Чехова. Все его фильмы проходят без сценария. Актёров запирают на несколько месяцев на съемочной площадке, где они проживают сценарий, погружаясь в материал. Это не тоже самое, что оргии, которые устраивал в подобных обстоятельствах Ходоровски, но это довольно мощный инструмент заставить актера выдать нечто большее, чем тот выдает перед камерой обычно. Наверно этот метод, а так же безусловный талант, причем не только режиссерский, но и человеческий сделали режиссера таким популярным.
Актерский состав не содержит голливудских звезд, хотя многие актеры представляются мне по настоящему великими.
Имельда Стонтон в роли Веры Дрейк. Она знакома зрителям по трогательному фильму «Приключение Паддингтона» о котором мы писали, по фильмам о Гарри Потере и по фильму «Влюбленный Шекспир». Хотя главной ее ролью стала, конечно роль Веры Дрейк.
Филипп Дэвис в роли мужа Веры Дрейк.
Хизер Крейни роль Джойс Дрейк
Образы созданные этими актерами просто потрясаю глубиной и трогают до самого сердца.
Моим фирменным стилем стало предсказывание сюжета и я опять этим займусь. Перед нами предстает жизнь семьи, которая относится к нижнему среднему классу Британии. У семьи есть дом, у главы семьи есть работа. Двое детей устроены- молодой человек работает в магазине портного, а дочка находит жениха. Сама героиня: Вера Роза Дрейк работает не покладая рук, она старается помогать всем кому можно и кроме того занимается уборкой в богатых домах. Есть у нее и тайное занятие, она помогает прерывать беременность. Делает это практически бесплатно, лиши изредка заказчица, которая получает серьезную мзду продает ей еду по дешевке. Понятно, что полиция рано или поздно ее отлавливает и по приговру суда она отправляется в камеру.
На фоне ее деятельности и прерывания беременности бедным девушкам происходят события… Жена брата ее мужа, которая почти насилует своего супруга, беременеет. Происходит аборт, который делает за 150 фунтов, а не за 2 дочь хозяки дома, где работает Вера. Прерывание беременности богатой девушки происходит под мощным прикрытием «морали» и психоаналитиков. Трогательно показана лживая мораль, которая позволяет делать аборт только богатым. Бедные же должны, как сказал жених дочери Веры Дрейк рождаться, что бы голодать и жить вшестером в
одной комнате. При этом нет никаких воззваний и призывов, разоблачений и морализаторств. Только картинка и прекрасная игра актеров, которая заставляет забыть о том, что все это кино.
Фильм о такой деликатной проблеме и должен быть таким. Посмотреть его нужно обязательно.