Предатели в небе. Только так можно назвать этих людей, о которых стало известно не так уж давно - после рассекречивания архивных документов. Остфлигеры - так немцы называли советских летчиков, которые перешли на сторону фашистской Германии и воевали против советских асов.
И это были не единичные случаи. Из летчиков-предателей сначала удалось сформировать несколько эскадрилий, а после появился целый авиационный полк, который имел непосредственное отношение к Русской освободительной армии генерала Власова.
Командир остфлигеров
Во главе летчиков-предателей стоял советский полковник, которому немцы потом присвоили звание генерал-майора, Виктор Иванович Мальцев. Он воевал за Красную Армию еще в годы Гражданской войны, а потом работал летным инструктором в Егорьевске. По некоторым данным, даже был одним из тех, кто тренировал прославленного летчика Валерия Чкалова.
Но в 1938 году Мальцева обвинили в антисовестком заговоре. Он попал в застенки НКВД, его пытали, но не получив признания, через год отпустили. Скорее всего, после этого он и затаил обиду на коммунистическую идеологию. Потому что как только немцы заняли Ялту в ноябре 1941 года, Мальцев пришел к ним и заявил, что хочет воевать с большевиками.На протяжении двух лет он занимал руководящие должности в Ялте, а параллельно занимался пропагандой, призывая всех вступать в ряды Германской армии. Даже написал книгу «Конвейер ГПУ», в которой рассказал о своем аресте и содержании в тюрьме.
Формирование антисоветских эскадрилий
В конце 1943 года немецкое командование выдвинуло идею о создании авиационных подразделений из бывших советских летчиков, которые находились в плену. И Виктор Мальцев страстно возжелал возглавить их, чтобы поддерживать сухопутные силы генерала Власова с воздуха.
Был создан специальный авиационный лагерь в Морицфельде в Восточной Пруссии. А Мальцев лично ездил по концлагерям, где проводил немецкую пропаганду и набирал желающих в свой отряд. Началось все с формирования «1-й Восточной эскадрильи», которая должна была выполнять транспортно-связные функции, то есть летчики перегоняли самолеты с тренировочных аэродромов ближе к фронту и развозили военную корреспонденцию. Ее командиром был назначен майор Тарновский, которого курировал обер-лейтенант Дус.
В 1944 году бывшим советским летчикам разрешили участвовать в воздушных боях. Тут опять постарался Мальцев, который стал создавать авиационный полк «Остланд», который базировался на польской базе в Сувалках. Эскадрильи остфлигеров воевали в частности в небе над Белоруссией. По некоторым данным, они совершили порядка 500 боевых вылетов, но данные о характере боев пока засекречены. Известно только, что немецкое руководство высоко оценило действия бывших советских асов, многие из них были награждены железными крестами и повышены в званиях.
Самые известные остфлигеры
Среди тех, кто командовал эскадрильями в полку «Остланд», были даже два Героя Советского Союза. Это капитан Семен Бычков и старший лейтенант Бронислав Антилевский.
Семен Бычков
Семен Бычков служил в Красной Армии с 1939 года. В первые годы войны показал себя отличным летчиком, на его счету было около 20-ти сбитых самолетов противника, за что он и получил звание Героя СССР.
Но в 1943 году его самого сбили, он попал в лагерь в Сувалках. И там его уже нашел тот самый Виктор Мальцев. В «Остланде» Бычков командовал целой эскадрильей. Но в 45-м, когда победа СССР уже не вызывала сомнений, летчик сдался американским военным, а те уже передали его союзникам. На суде он утверждал, что его заставили работать на немцев. Но в конце 1946-го Семена Бычкова приговорили к высшей мере за измену и расстреляли, а после лишили всех званий и наград.
Бронислав Антилевский
Еще один летчик, который командовал эскадрильей в «Остланде» - Бронислав Антилевский. Он воевал за Красную Армию еще в финскую войну, и уже тогда был удостоен звания Героя СССР. Но история у него точно такая же, как и у Бычкова – был сбит, попал в плен, согласился работать с Мальцевым.
Известно, что Антилевский воевал с советскими летчиками в боях за Одер в апреле 1945-го. А чуть позже именно он должен был управлять самолетом, на котором хотел бежать в Испанию генерал Власов. Интересно, что существует две версии конечной судьбы Антилевского. По одной, его арестовали и расстреляли. А по другой – он все-таки улетел в Испанию, где был недосягаем для советского правосудия.
Конец командира остфлигеров
А вот Виктор Мальцев не избежал правосудия. В апреле 1945 года он сдался американским солдатам. Его несколько месяцев продержали в лагерях для военнопленных, а после передали на родину.
Мальцев содержался в отдельной камере Бутырской тюрьмы в Москве. Он даже пытался покончить с собой, но не сумел. И в итоге вместе с другими «власовцами» предстал перед судом. Заседание было закрытым, поэтому о его ходе известно крайне мало. Сообщается только, что Мальцев полностью признал свою вину. И 1 августа 1946 года высшая мера была приведена в исполнение.
Александр Ефремов, специально для канала «Популярная наука»