Однажды я помогал с одним делом уважаемому и успешному человеку, который при этом совершенно не дружил с родным русским языком. Его кричащая неграмотность в разговоре воодушевила меня написать специальную заметку, посвященную популярным речевым ошибкам, с которой Вы можете ознакомиться, перейдя по ссылке.
На полях обсуждения столь актуальной и непростой темы, сам того не подозревая, родился еще один важный социальный вопрос, активно влияющий на наши отношения с окружающими людьми.
А стоит ли поправлять чужие речевые ошибки?
С одной стороны действительно режет слух, когда человек, заказывая кофе, вместо "эспрессо" просит подать ему "экспресс". А с другой стороны, у каждого человека на психологическом и бессознательном уровнях в разуме присутствуют его собственные верования, привычные схемы мышления, устоявшееся поведение и стиль произношения.
В своей статье "Привычки и стереотипы: что мешает нам понимать друг друга", я обращал внимание, что во многих случаях людям проще продолжать верить во что они уже верят и продолжать делать то, что они уже давно делают. И произношение слов с ошибками - не исключение. Я знаком с человеком, который вместо докумЕнт всегда говорит докУмент. И сколько бы разных людей его ни поправляло, он годами так и продолжает говорить. Одно дело поправить ребенка, а другое дело сказать о речевой ошибке, претендующему на грамотность и "всезнайство" взрослому и сформировавшемуся человеку.
Наше внимание к речевым ошибкам может быть воспринято совершившим ошибку как удар по его чувству значимости, признанию, инстинктивному стремлению получить положительные оценки и одобрение со стороны окружающих. Особенно, если собеседник искренне убежден, что "кепчук" вкуснее "кетчупа".
На мой взгляд, поправлять или не поправлять, - это открытый вопрос и каждый сам для себя решает насколько, кому и в какой форме следует указывать на речевые ошибки, уровень необразованности и указывать ли вообще. Каждый сам оценивает, будут ли его слова восприняты как хороший дружественный совет или как острая недружелюбная критика, отталкивающая всякое желания продолжать искреннее общение.
В любом случае, если мы намереваемся исправить неточность в словах собеседника, делать это следует дипломатично. Лучше не обращать все свое внимание на неграмотность, смещать акценты на основной смысл разговора, доброжелательно объяснять причины, почему так не говорят или перестали говорить, и при необходимости сглаживать замечания похвалой или комплиментом. И, пожалуй, самое главное. Вы на все сто процентов должны знать как же в действительности нужное слово правильно пишется и произносится.
А Вы как думаете, дорогой читатель, стоит ли указывать людям на их речевые и грамматические ошибки?
Удачи Вам в делах и общении!
Ставьте лайк, подписывайтесь на канал, чтобы узнать больше секретов переговоров, общения, эффективных техник убеждения и противоядий от разных манипуляций.
Откройте для себя большую энциклопедию переговоров - теперь все знания в одном месте
>> Перейти в Энциклопедию >>
Читайте также:
Как мгновенно обидеть человека - не повторяйте этих ошибок →
Что нужно знать об убеждениях и верованиях других людей →