Найти в Дзене
BIS ART GALLERY

Сгоревшая история и культура. BIS ART GALLERY о Соборе Парижской Богоматери

Весь мир облетела новость о сильно пострадавшем Соборе Парижской Богоматери, одном из самых значимых и узнаваемых символов Парижа и католического мира.

Собор Парижской Богоматери, он же Нотр-Дам-де-Пари, начали возводить в 1163 году по инициативе парижского епископа Мориса де Сюлли и закончили в 1345 году.

В XIII веке Париж приобретает особое значение на политической карте феодальной Франции, так как усиливший свою королевскую власть Людовик IX Cвятой привозит в город священную реликвию, выкупленную у венецианцев, - терновый венец Христа.

Терновый венец
Терновый венец

Венец долгое время хранился в часовне Сент-Шапель неподалеку от самого Нотр-Дама, и только в XIX веке венец перенесут туда.

В ходе Французской Революции под руководством Робеспьера Нотр-Дам объявили Храмом Разума. В это исторически непростое время, когда в обществе доминировали антирелигиозные идеи, многие церкви и соборы были разграблены и повреждены, в том числе и Нотр-Дам.

Тем не менее 1802 году Собор Парижской Богоматери был возвращен церкви и вновь освящен, а в 1804 году в нем прошло коронование Наполеона и его жены Жозефины.

После бурных на события конца XVIII - начала XIX века собор пришел в упадок и стоял в плачевном состоянии. И тогда в 1831 году Виктор Гюго опубликовал свой роман «Собор Парижской Богоматери», на страницах которого автор увековечил его:

Все эти гармонические части великолепного целого, воздвигнутые одни над другими и образующие пять гигантских ярусов, спокойно развертывают перед нашими глазами бесконечное разнообразие своих бесчисленных скульптурных, резных и чеканных деталей, в едином мощном порыве сливающихся с безмятежным величием целого. Это как бы огромная каменная симфония; колоссальное творение и человека и народа.
Виктор Гюго, "Собор Парижской Богоматери".

В предисловии романа Гюго обозначил одной из целей вдохновение французской нации любовью к своей архитектуре . Публикация романа сподвигла на масштабную реставрацию Нотр-Дама в 1841 году под руководством архитектора Виолле-ле-Дюка. Была отремонтирована скульптурная часть, поврежденная в во время революции, а также возведен новый шпиль, с которого как раз пожар и начался вчера.

Гравюра 1836 года с изображением Нотр-Дама без шпиля.
Гравюра 1836 года с изображением Нотр-Дама без шпиля.

В ХХм веке Собор Парижской Богоматери пережил две Мировые войны в относительной целостности и сохранности, в отличие от того же Реймсского собора, который был практически полностью уничтожен в Первую Мировую войны (но который был затем полностью реставрирован). В августе 1944 года, когда шло освобождение Парижа, именно в колокола Нотр-Дама били, чтобы оповестить об этом значимом событии.

За 850 лет Собор Парижской Богоматери стал свидетелем самых значимых исторических событий Франции: Столетняя война, правление и падение Бурбонов, Великая Французская революция, правление Наполеона, еще одна революция, Вторая империя, Парижская коммуна, две Мировых войны и формирование Пятой республики . Два столетия возведения и масштабная реставрация в XIX веке сделали из Нотр-Дама шедевр готической архитектуры с его поражающим воображение внутренним оформлением и многочисленным предметами искусства. В 1991 собор был внесен в список мирового наследия ЮНЕСКО, тем самым став всеобщим достоянием человеческой цивилизации. И, конечно же, Нотр-Дам является одним из самых значимых символов и мест для католического мира, для многих в Европе - вторым после Ватикана.

Северная роза
Северная роза
Орган и роза западного фасада
Орган и роза западного фасада

После 14 часов тяжелейшей работы и тушения пожара многое удалось спасти, в том числе и башни главного фасада, священные реликвии, каркас и многие атрибуты, но урон собору огнем был нанесен тяжелейший. Мы искренне верим, что собор обязательно восстановят, хоть это и займет десятки лет. За сутки на реконструкцию уже собрали более 600 млн евро, во многом благодаря щедрым пожертвованиям таких меценатов и миллиардеров, как семьи Пино, Арно и Бетанкур. Тем не менее многое из того, что стало свидетелем сотен лет истории, что было результатом двухсот лет кропотливой работы средневековых мастеров, само стало частью истории. Команда BIS ART подготовила подборку работ изобразительного искусства, на которых можно увидеть Нотр-Дам так, как его видели художники на протяжении многих столетий и так, как мы больше его не увидим.

Жан Фуке, иллюстрация "Правая рука Господа защищает благочестивых от демонов" из «Часослов Этьена Шевалье», 1452-1460, пергамент, темпера, 19,4x14,6 см
Жан Фуке, иллюстрация "Правая рука Господа защищает благочестивых от демонов" из «Часослов Этьена Шевалье», 1452-1460, пергамент, темпера, 19,4x14,6 см
Жан-Луи Давид, "Коронование императора Наполеона I и императрицы Жозефины в соборе Парижской Богоматери 2 декабря 1804 года", 1805—1808, холст, масло. 621×979 см
Жан-Луи Давид, "Коронование императора Наполеона I и императрицы Жозефины в соборе Парижской Богоматери 2 декабря 1804 года", 1805—1808, холст, масло. 621×979 см
Жан-Франсуа Рафаэлли, "Нотр-Дам-де-Пари", 1922, холст, масло, 1922, 73,6х63,5 см
Жан-Франсуа Рафаэлли, "Нотр-Дам-де-Пари", 1922, холст, масло, 1922, 73,6х63,5 см
Жан-Франсуа Рафаэлли, "Вид на Нотр-Дам с набережной Турнель", 1897-1902, холст, масло,
Жан-Франсуа Рафаэлли, "Вид на Нотр-Дам с набережной Турнель", 1897-1902, холст, масло,
Максимильен Люс, "Нотр-Дам де Пари", 1900, холст, масло, 116х81,3 см
Максимильен Люс, "Нотр-Дам де Пари", 1900, холст, масло, 116х81,3 см
Максимильен Люс, "Площадь Сен-Мишель и Нотр-Дам-де-Пари", 1901, холст, масло, 73х60 см
Максимильен Люс, "Площадь Сен-Мишель и Нотр-Дам-де-Пари", 1901, холст, масло, 73х60 см
Анри Матисс, "Нотр-Дам", 1900, холст, масло, 46 x 37.5 см
Анри Матисс, "Нотр-Дам", 1900, холст, масло, 46 x 37.5 см
Анри Матисс, "Нотр-Дам", 1914, холст, масло, 80х51 см
Анри Матисс, "Нотр-Дам", 1914, холст, масло, 80х51 см
Анри Матисс, "Очертания Нотр-Дама ночью", 1902, холст, масло, 72х54
Анри Матисс, "Очертания Нотр-Дама ночью", 1902, холст, масло, 72х54
Эдуард Леон Кортес, "Букинистические лавки рядом с Нотр-Дамом", холст, масло, 33х45,7 см
Эдуард Леон Кортес, "Букинистические лавки рядом с Нотр-Дамом", холст, масло, 33х45,7 см
Диего Ривера, "Нотр Дам во время дождя", 1909, холст, масло, 113x144 см
Диего Ривера, "Нотр Дам во время дождя", 1909, холст, масло, 113x144 см
Кузьма Петров-Водкин, "Париж. Нотр-Дам", 1924, холст, масло, 60х50
Кузьма Петров-Водкин, "Париж. Нотр-Дам", 1924, холст, масло, 60х50
Пабло Пикассо, "Собор Парижской Богоматери", 1954, холст, масло, 65.5 x 53.7см
Пабло Пикассо, "Собор Парижской Богоматери", 1954, холст, масло, 65.5 x 53.7см
Валерий Кошляков, "Собор Парижской Богоматери", 2008, холст, акрил, 200х400 см
Валерий Кошляков, "Собор Парижской Богоматери", 2008, холст, акрил, 200х400 см
Робер Дуано, "Нотр-Дам де Пари", 1977, желатино-серебряный отпечаток
Робер Дуано, "Нотр-Дам де Пари", 1977, желатино-серебряный отпечаток