Найти тему
Большой музей

Как рождались и умирали древние инки

Оглавление

Цикл жизни жителей древнего Перу был строго регламентирован и в чем-то похож, а в чем-то кардинально отличился от других цивилизаций. Большой музей начинает публикацию материалов Этнографического музея о том, что должен быть делать на разных этапах жизни настоящий индеец.

Рождение ребенка

Как и во многих обществах, включая некоторые существующие до сих пор, в государстве Инков люди не были свободны, планируя свою личную жизнь. Вступление в брак являлось обязательным, а безбрачие запрещалось, поскольку государство не должно было испытывать недостатка в работниках и воинах. Оно было заинтересовано в рождении детей, а плодовитая женщина пользовалась уважением. Рождение ребенка ожидали с нетерпением, а мать близнецов считалась находящейся под покровительством сверхъестественных сил. Индейская женщина обычно рожала там, где ее застали схватки, и почти без болей — во всяком случае, она работала до последнего мгновения. Она сама перерезала пуповину и омывала ребенка в ближайшем ручье, при этом согревала воду во рту.

После завершения омовения мать клала новорожденного в заранее подготовленную легкую колыбель, представлявшую собой перевязь через плечо. В ней ребенок оставался первые месяцы своей жизни. Жесткие предписания, которые регулировали, в том числе, самые интимные области жизни, запрещали матери брать ребенка на руки. Иначе, он слишком привыкнет к ласке и, оставшись один, станет кричать и плакать (это соображение выглядит разумным). При этом мать всегда носила ребенка с собой, поскольку не прекращала работу и не могла бросить младенца на произвол судьбы. Для кормления мать садилась на корточки и давала ребенку грудь. Это происходило не чаще, чем три раза в день. Через год после рождения ребенок получал имя, которое напоминало об обстоятельствах его рождения, например «Тонкий песок», «Ливень» или «Закрытый кулак». Когда младенец становился слишком большим, чтобы его постоянно носить, мать вырывала в земле углубление и застилала его платками. Там ребенок учился ползать. Ребенка отнимали от груди примерно в два года.

Погребальные ритуалы инков. Инки почитали своих усопших и бальзамировали их тела, чтобы обеспечить им продолжение жизни в потустороннем мире. По крайней мере один раз в год мумиям приносили еду и напитки, такие как, например, традиционное кукурузное пиво чича. Фелипе Гуаман Пома де Айяла. 1916 Хроника «Первая новая хроника и доброе правление» Королевская библиотека Дании, г. Копенгаген.
Погребальные ритуалы инков. Инки почитали своих усопших и бальзамировали их тела, чтобы обеспечить им продолжение жизни в потустороннем мире. По крайней мере один раз в год мумиям приносили еду и напитки, такие как, например, традиционное кукурузное пиво чича. Фелипе Гуаман Пома де Айяла. 1916 Хроника «Первая новая хроника и доброе правление» Королевская библиотека Дании, г. Копенгаген.

Течение жизни

Инки с их выраженным стремлением к организации определили, что должно происходить на каждом отрезке жизни. Возраст до двух лет считался младенческим. Конечно, родители занимались ребенком, играли с ним и следили за тем, чтобы он не упал и не обжегся. Второй период длился до пяти лет. Ребенок мог свободно играть или бегать за домашними животными. Затем игры прекращались, и начиналось воспитание, основой которого служил пример родителей. Ребенка должны были «учить и растить в интересах королевства», как писал Пома де Айала.

После достижения девятилетнего возраста от ребенка ожидали, чтобы он приносил пользу, и в частности гонял с полей птиц-вредителей. От двенадцати до восемнадцати лет подросток охранял стада лам, а также ловил в силки птиц, чтобы снабжать перьями тех, кто мог и должен был носить украшенные перьями предметы одежды и головные уборы. Юноша учился своему первому ремеслу и до достижения двадцати лет вел бедную и сдержанную жизнь, не имея права на любовь. В двадцать лет он должен был самостоятельно выполнять любую работу, но только в двадцать пять становился полноценным гражданином и вносился в реестр. Проведя четверть века в упорном труде, пятидесятилетний индеец имел право на то, чтобы его не привлекали к тяжелым работам и не брали в войско. Тем не менее, он продолжал исполнять общественный долг с учетом своих навыков и сил. И лишь в возрасте от восьмидесяти до ста лет «старый, плохо слышащий, умеющий только есть и спать, плести веревки и выращивать морских свинок и уток» индеец мог насладиться относительным покоем и всеобщим вниманием.

.