Найти тему
Трудный ребенок

Эротика в советском кино (14+)

На фото: итальянский постер советско-итальянского фильма «Невероятные приключения итальянцев в России» («Бешеная сумасшедшая гонка по России» в итальянском прокате).
На фото: итальянский постер советско-итальянского фильма «Невероятные приключения итальянцев в России» («Бешеная сумасшедшая гонка по России» в итальянском прокате).

Старый советский анекдот. В клубе идёт лекция «О любви». Лектор: «Один из широко известных видов любви – это любовь мужчины и женщины». Голос из зала: «Товарищ лектор, а слайды будут?». Лектор: «Слайды будут позже». Лектор, продолжая: «Существует также любовь мужчины и мужчины». Голос из зала: «Товарищ лектор, а слайды будут?». Лектор: «Слайды будут позже». Лектор, продолжая: «Существует также любовь женщины и женщины». Голос из зала: «Товарищ лектор, а слайды когда будут?». Лектор: «Товарищи, слайды будут чуть позже». И продолжая: «Наконец, существует высший тип любви – любовь советского человека к своей Советской Родине. А теперь, товарищи – слайды!».

-2

Один из необъяснимых феноменов советской реальности – это конечно же странный пуританизм СССР. Нет, в самом деле – общество, официально отвергающее идею Бога, как основу морали, на официальном же уровне столь щепетильно подходило к вопросу сексуальных отношений, что на фоне советской борьбы за нравственность, пожалуй, даже английские индепенденты, почикавшие голову своему королю Карлу I, показались бы сборищем развратников.

Ну почему самый невинный голый зад, скажем, показанный через мутное стекло ванной комнаты Антонией Сантилли в течение пары секунд, приводил к тому, что в советском прокате фильм «Невероятные приключения итальянцев в России» получал бирку «Детям до 16 лет», а, скажем, премьера фильма 1972 года «А зори здесь тихие» на советском ТВ привела к скандалу, поскольку советские телевизионные ханжи вырезали сцену в бане, как непристойную и только официальный протест создателей фильма вернул эту сцену в фильм. А поскольку этот инцидент обсуждался в советской прессе, советская аудитория к фильму проявила повышенный интерес в том числе благодаря сцене в бане.

На фото: Знаменитая сцена в бане советского фильма 1972 года «А зори здесь тихие». Видимо мелькнувший на долю секунд небритый лобок Ольги Остроумовой показался советским чинушам верхом разврата.
На фото: Знаменитая сцена в бане советского фильма 1972 года «А зори здесь тихие». Видимо мелькнувший на долю секунд небритый лобок Ольги Остроумовой показался советским чинушам верхом разврата.

Кстати, о бане. Несмотря на то, что коммунистический официоз делал всё возможное, чтобы даже показ женской голой коленки воспринимался, как разврат, в народной толще ходила самопальная клубничка. Одной из самых известных был приписываемый писателю Алексею Толстому рассказа «В бане» самого что ни на есть порнографического содержания. Ходил по рукам в виде перепечаток на машинке, а то и в рукописных списках. Ходили также по рукам самопально отпечатанные фотокопии с каких-то западных порножурналов. Да и местные умельцы тоже не дремали, где-то подпольно выпуская фотографии неприлично обнажённых советских гражданок. То есть чёрный рынок предлагал советскому человеку кустарную эротику, вплоть до полной порнухи. Но это было уголовно наказуемо. А вот официально было то, что несколько косноязычно сформулировала одна советская участница телемоста конца 80-х, когда тема наконец стала обсуждаться – «секса в СССР нет».

Невозможно было бы представить в СССР такой вот плакат фильма:

-4

Это плакат к фильму 1972 года «Fratello homo sorella bona», в котором снялась столь полюбившаяся советскому зрителю после «Итальянцев в России» Антония Сантилли. Выбор Рязанова, между прочим, был довольны странным, зная пуританизм советских чинуш, ведь Антония Сантилли снималась в основном в эротических фильмах. Вот ещё плакат одного из фильмов, в которых она снималась:

-5

Название говорит само за себя – «Decameroticus». Впрочем, советские чиновники вряд знали про амплуа актрисы, которая сыграла главную женскую роль в советско-итальянском фильме. В СССР фильмов типа «Decameroticus» не показывали. Из иностранных фильмов, в которых были эротические сцены, редко что попадало в СССР. Самый известный фильм такого содержания, это, наверное, «Народный роман» с Орнеллой Мути и и Микеле Плачидо.

Кадр из фильма «Народный роман» (1974 год).
Кадр из фильма «Народный роман» (1974 год).

Нечего и говорить, что фильму был сразу же присвоен статус «Детям до 16 лет» и контролёрши стояли у входа в кинотеатр насмерть, не пуская молодых проходимцев, мечтающих посмотреть на запретное. Однако некоторые всё же проникали. При этом такого рода фильмы в советском прокаты частенько бывали подвергнут двойной цензуре. Во-первых, естественно, официальной советской при дубляже. В фильме оставляли совсем уж незначительные куски постельных сцен. А то, что и осталось, повторно отцензурировали советские киномеханики, которые вырезали для себя лично понравившиеся кадры.

Что же говорить о советских фильмах? Ведь если сцена в бане из фильма «А зори здесь тихие» казалась советским чиновникам от культуры верхом разврата, то куда податься режиссёру? Как снимать фильмы про любовь? Так что типовая советская постельная сцена выглядела так: герой и героиня остаются вечером вдвоём и дело идёт к интимной близости. Они ложатся в постель – разумеется в майке, трусах и комбинации и кадр затемняется. Следующий кадр – уже утро. Зрители понимали, что между этими двумя кадрами «всё уже было». Но увидеть это не получалось.

Конечно советские режиссёры, точно также, как и советские зрители, были не прочь поработать с обнажённой натурой. Но в итоге снимали нечто, что было скорее антиэротикой. Ну вот примерно как этот кадр из фильма Владимира Меньшова «Москва слезам не верит» (1979):

-7

Есть ли хоть один мужчина, который бы возбудился, глядя на этот кадр? Который, к тому же, в фильме мелькает за секунду.

А вот этот кадр из того же фильма?

-8

С одной стороны – это безусловно постельная сцена. И даже у героини Веры Алентовой мелькает сосок на груди – виданное ли дело для советского кино! Но эротизма тут нет даже минимального. Это просто курьёзная сцена, когда двое любовников паникуют из-за того, что буквально сейчас придёт дочка героини и увидит неслыханное! Вот, кстати, тоже классика советской жизни – люди встречались, люди влюблялись и даже сношались (если было где), но при этом окружающие должны были думать, что предел их отношений – поцелуйчик на прощание. Не говоря уже про детей.

Впрочем, Владимир Меньшов видимо изначально прицеливался на показ фильма в США, так что сумел отстоять не только сосок героини, но и сосок её дочки, что, вообще говоря, первым приближением к эротике с натяжкой назвать можно.

Кадр из фильма «Москва слезам не верит».
Кадр из фильма «Москва слезам не верит».

И снова, чтобы протащить «обнажонку» – пусть такую купированную и пусть мелькающую за пару секунд, режиссёр вынужден прибегать к сцене – нет, в 70-х уже не бане, – но в ванной. Ну а на довесок ещё одевание после ванной:

-10

Фильм «Москва слезам не верит», несмотря на то, что, собственно, все сцены с обнаженной женской грудью в этом фильме продемонстрированы в этом посте, был наверное самым раскрепощённым в плане эротики советским фильмом. Ну разве что ещё можно вспомнить фривольную сцену в фильме Александра Митты «Экипаж» (1979 год). А в целом советское кино, советское телевидение и вообще все коммунистические средства массовой пропаганды старались эту тему обходить стороной. Это была чуть ли не запретная тема.

На Западе снимались фильмы типа знаменитой «Эммануэль» (1974 год):

-11

или «Греческая смоковница» (1977 года):

-12

Советские люди про такое вплоть до появления первых видеомагнитофонов в эпоху Перестройки даже не слыхали. А уж чтобы такое показали в кинотеатрах или по ТВ? Это была бы просто фантастика.

Зато не было счёта фильмам про высшую форму любви – любви советского человека к своей Советской Родине.

-13